Цифровизация как стратегия нацразвития

Совет при президенте России по науке и образованию утвердил новую редакцию государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», рассчитанную на 2019–2030 годы

Власти не просто увеличили финансирование сферы, но и заново сформулировали стратегию роста в области науки и технологий. «Октагон» разбирался в деталях документа.

Консолидация расходов на науку

Предыдущая версия госпрограммы была утверждена постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года, когда премьером был ещё Дмитрий Медведев. 8 февраля 2021 года президент России Владимир Путин поручил кабинету министров под руководством Михаила Мишустина подготовить её новый вариант, при этом «кардинально изменив подходы к финансированию науки за счёт бюджетных средств». Уже 28 сентября этого года президиум Совета по науке и образованию поддержал проект, разработанный Правительством.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий это направление, сообщил, что Правительству «удалось консолидировать все расходы на науку». Если раньше траты были «разнесены» по 34 госпрограммам, то отныне они «собраны в одной». Общие расходы на госпрограмму НТР в 2022 году запланированы в размере 1 трлн 50 млрд 716,2 млн рублей (в предыдущей редакции было запланировано 838,5 млрд), в 2023 году – 1 трлн 99 млрд 142,5 млн рублей (ранее – 881,7 млрд), в 2024 году – 1 трлн 132 млрд 721,5 млн рублей (планировалось 957,1 млрд).

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко: «Удалось консолидировать все расходы на науку». Фото: Артём Геодакян/ТАСС

Изменились и стратегические подходы к научно-технологическому развитию России. Сейчас и впредь государство намерено сконцентрироваться на создании определённых продуктов и достигнуть результатов в приоритетных областях. В частности, предполагается повысить уровень общей техновооружённости и показатели продуктовой безопасности и, наоборот, снизить уровень внутрибольничной инфекции. Кроме того, будут запущены новые механизмы финансирования, базирующиеся на принципах проектного управления.

Госпрограмма состоит из семи подпрограмм. Их реализация, по замыслу властей, должна привести к «развитию интеллектуального потенциала нации», «научно-техническому и интеллектуальному обеспечению структурных изменений в экономике» и «эффективной организации и технологическому обновлению научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности». Реализовывать задуманное предстоит 14 министерствам, 10 федеральным службам, Управлению делами президента, Верховному суду, восьми научным организациям и вузам.

Место России среди других стран

Сегодня правительства всех развитых стран мира сосредоточили своё внимание на укреплении научно-технологического потенциала и выработке долговременной политики в этой области. Соответственно, вырос и объём совокупных финансовых затрат на эти задачи.

Одним из целевых показателей госпрограммы является «место Российской Федерации по объёму научных исследований и разработок». И надо заметить, что России это сравнительно неплохо удаётся.

Согласно выводам экспертов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2020 году даже в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России уверенно рос. Он сохранил динамику валовой добавленной стоимости прошлых лет и достиг объёма почти в 3 трлн рублей. При снижении темпа роста ВВП до 97 процентов по сравнению с 2019 годом темп роста сегмента ИКТ составил 103 процента. Инвестиции в основной капитал организаций этой отрасли достигли почти 850 млрд рублей, или 4,2 процента от их общего объёма в экономике (в 2019 году – 3,9 процента).

Ещё один целевой показатель – это «место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на выдачу патента на изобретение». Этот вопрос среди прочих был освещён в «Докладе о цифровой экономике 2019», подготовленном специалистами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Один из его составителей, заведующая кафедрой цифровой экономики и искусственного интеллекта группы компаний АДВ (МГИМО) Анна Абрамова, рассказала, что в этой области ведущая роль принадлежит двум странам – Соединённым Штатам и Китаю. На них, например, приходится 75 процентов всех патентов, связанных с блокчейн-технологиями.

Бизнес не спешит вкладываться в науку

Как обычно, критиком Правительства в цифровой сфере выступила Счётная палата. В своём докладе по итогам 2020 года, вышедшем ещё до принятия новой редакции госпрограммы, контрольное ведомство утверждало, что «уровень финансирования российской науки недостаточен для обеспечения технологического прорыва».

Особо было отмечено, что основным источником финансирования науки традиционно остаётся федеральный бюджет – около 60–70 процентов расходов на исследовательские работы обеспечивается за счёт государственных средств. Для сравнения: в странах-лидерах бизнес финансирует 70 процентов всех расходов на НИОКР, тогда как на долю государства приходится только 30 процентов.

Роман Трунов

По материалам: “Октагон”

Ранее

Сточные ходы

Далее

Морская мафия Крыма отправляет рыбаков в рабство

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru