Назначение нового спикера заксобрания Красноярского края поставило точку в бушевавших с начала века в регионе политических войнах
Противостоявшие друг другу элитные группы передали всю власть в руки губернатора. Мирное соглашение открывает дорогу к реализации планов по масштабному освоению Сибири. Тех, кто помешает этой работе, может ждать судьба бизнесмена Анатолия Быкова.
Исторические события стали неожиданностью для красноярских политиков, привыкших к разделению края на две больших части. Северная с центром в Норильске исторически была подконтрольна «Норникелю», южная – «Русалу». Ещё один водораздел проходил между органами власти. До последнего времени заксобранием руководил представитель «Норникеля» Дмитрий Свиридов, а «Русал» выдвигал своего человека на пост первого вице-спикера и выстраивал партнёрские отношения с органами исполнительной власти.
Ожидалось, что эта конфигурация сохранится на очередной пятилетний срок. За несколько дней до первой сессии Законодательного собрания Красноярского края четвёртого созыва на совещании политблока «Серого дома» (здание, в котором располагается правительство края) обсуждались варианты речи губернатора Александра Усса. В частности, должен ли он во вступительном слове чётко обозначить, что видит в кресле спикера Дмитрия Свиридова, а в кресле его первого заместителя – Сергея Попова (экс-«Русал»).
Посовещавшись, участники пришли к выводу, что не стоит демонстративно давить на депутатов, пусть они осуществляют выбор самостоятельно.
Сохранение связки Свиридов – Попов лишний раз доказывало бы, что в регионе достигнута зависящая от взаимоотношений двух ФПГ политическая стабильность.
Утверждение кандидатур не должно было встретить затруднений, учитывая успех «Единой России» на выборах (34 мандата из 52) при показательном разгроме противостоявшей губернатору ЛДПР.
Каково же было удивление не только аналитиков и политологов, но и посвящённых в тонкости политических взаимоотношений с Москвой управленцев, когда накануне заседания стало известно – генсовет «Единой России» (читай: администрация президента) потребовал выдвижения на пост председателя Алексея Додатко и Сергея Попова. Свиридова, ранее одобренного руководством реготделения ЕР, в шорт-листе не оказалось.
Алексей Додатко, лидер регионального отделения «Единой России» – в прошлом учёный, преподаватель, педагог, начал строить политическую карьеру с 2001 года. Последние семь лет возглавлял Агентство печати и массовых коммуникаций. Голосование проходило по формуле «6–5»: было выдвинуто шесть кандидатур (в том числе Свиридов), пятеро из них взяли самоотвод. И голосами 48 депутатов из 51 Алексей Додатко был избран председателем Законодательного собрания края. Его первым замом стал Попов. В одно мгновение политическая конфигурация краевого политикума ощутимо изменилась в пользу губернатора и контролирующего «Русал» Олега Дерипаски.
Если бы за интригой с избранием Додатко стоял губернатор Усс, ставленник «Норникеля» Свиридов вряд ли бы так легко взял самоотвод. Потанин бы не согласовал.
Последовавшее распределение комитетов ни у кого не оставило иллюзий – остатки «северной партии» оказались разобщены, рассеяны и демотивированы. Хотел того Усс или нет, но краевой парламент теперь полностью подконтролен ему и «Единой России». Или, вернее, члену Высшего совета партии Сергею Шойгу.
Истоки красноярской политической войны
Чтобы понять значимость произошедшего, нужно вспомнить, как формировалась политическая система Красноярского края. Первый этап её создания пришёлся на 2002–2010 годы, когда губернаторский пост занимал выходец из «Норильского никеля» (открестившийся от компании при первой возможности) Александр Хлопонин.
За это время край сделал обещанный Хлопониным экономический рывок, в основе которого лежал многомиллиардный инвестиционный проект «Нижнее Приангарье». Он предусматривал завершение строительства заброшенной с советских времён Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода, целлюлозно-бумажного комбината и железнодорожной линии Карабула – Ярки. Удалось выполнить лишь часть планов – появились Богучанская ГЭС и новый алюминиевый завод. ЦБК и железная дорога не построены до сих пор. При Хлопонине же началось освоение Ванкорского нефтяного месторождения, которое обеспечило на первых порах ощутимую прибавку к доходам краевого бюджета.
Вместе с тем ситуацию в регионе в «тучные нулевые» нельзя было назвать стабильной – невыплата зарплаты сотрудникам обанкротившейся компании KrasAir стала федеральным событием, а внезапный дефицит краевого бюджета приходилось покрывать с помощью налогового манёвра в духе героев О. Генри – бизнесмен Михаил Прохоров зарегистрировался в посёлке Еруда и заплатил налоги с прибыли от продажи акций «Норильского никеля». Красивый жест обеспечил ему любовь СМИ.
После неожиданного перевода Хлопонина на Кавказ регион возглавил его бывший заместитель Лев Кузнецов. Последний оказался крайне неудачливым губернатором. Так он умудрился попасть в скандал с ограблением собственной виллы в Ницце. После досрочной отставки Кузнецова регион возглавил Виктор Толоконский, отправленный на понижение с должности полпреда СФО в Новосибирске и демонстрировавший к краю соответствующее отношение. Толоконский устраивал всех как человек со стороны и не устраивал никого как управленец.
Правление непопулярного (в том числе у журналистов) Толоконского запомнилось стремительно росшим государственным долгом региона (за два года с 44 до 99 млрд рублей), убитыми дорогами и настойчивыми попытками губернатора отдать жирные дорожные подряды новосибирским фирмам. Самым популярным политиком в это время стал вольготно чувствовавший себя криминальный авторитет Анатолий Быков. Бурлила экологическая повестка – митинги шли один за другим. Всё это происходило на фоне общего экономического кризиса. Росли риски срыва проведения в Красноярске Универсиады-2019 – темпы строительства объектов не выдерживали никакой критики.
Приход Александра Усса и новая фаза войны
В ноябре 2017 года Толоконский ушёл в отставку по собственному желанию. Регион, стабильно отдающий в федеральный бюджет в разы больше налогов, чем получает обратно, заслуживал новый экономический рывок. Перед кандидатом ставились следующие задачи: ударными темпами завершить подготовку к Универсиаде и достойно её провести, осуществить глубокую инфраструктурную перестройку экономики региона и пресечь протестную активность.
Первоначально предполагалось назначить на должность главы региона малоопытного Михаила Котюкова, считавшегося выходцем из команды Александра Хлопонина и Владимира Потанина. Но в итоге в Москве было принято решение не ставить на руководство регионом чьего-либо протеже.
В итоге выбор пал на давнего конкурента Александра Хлопонина – Александра Усса, три срока отработавшего председателем Законодательного собрания края.
По словам представителей местной элиты, утверждение кандидатуры Усса лоббировалось министром обороны Сергеем Шойгу.
Традиционная связь Александра Усса с «Русалом» Олега Дерипаски тогда многими рассматривалась как отягчающее обстоятельство. Он вступил в должность в неблагоприятных для себя обстоятельствах. «Норильский никель», работавший много лет в обстановке наибольшего благоприятствования, занимался в основном распределением дивидендов, механически перенося сроки реализации инвестиционных проектов на всё более отдалённое будущее. Уже упоминавшийся Анатолий Быков чувствовал, что перерос уровень краевого политика и кумира молодёжи, и периодически давал советы и наставления директору ФСБ и президенту России.
Уссу пришлось принимать радикальные шаги. Благодаря его действиям вовремя была завершена подготовка к Универсиаде. Были приведены в нормативное состояние дороги. Новый губернатор отказал в приёме Анатолию Быкову, максимально отдалив его от органов исполнительной власти. «Норильскому никелю» было предъявлено требование в кратчайшие сроки актуализировать свои экологические программы, в противном случае – лишение налоговых льгот. «Русал» дружественного Дерипаски сам и с большой охотой финансировал любые проекты краевой власти. «Реконструкция и модернизация производства?» – «Да мы только за». – «Центр города облагородить?» – «С радостью. Да мы и головной офис сюда переведём. Только скажите».
Как писал популярный в те годы телеграм-канал «Красноярскгейт», «у Александра Викторовича нет врагов, есть только друзья и те, кто ещё не понял, как ими стать». Но через короткие время команды Анатолия Быкова и Владимира Потанина пошли в контрнаступление. Более года аффилированные с ними СМИ трепали Александра Усса. Компромат на главу региона также распространялся по блогам, пабликам и федеральным телеграм-каналам. В сети публиковались ролики, организовывались пикеты, митинги, писались воззвания… Пока не случилась известная экологическая катастрофа в Норильске. И уже Потанин оказался в уязвимом положении.
Новая реальность Красноярского края
Схватка продолжалась некоторое время, отняв у сторон много ресурсов, сил, времени, и завершилась примирением. К этому времени работавшие по Анатолию Быкову силовики собрали доказательную базу и арестовали авторитетного бизнесмена. Для матёрого Быкова это стало настоящим потрясением. Его окружение моментально рассыпалось.
«Норильский никель» после выплаты рекордного штрафа в 146 млрд рублей актуализирует инвестиционную программу и утрясает разногласия со своим миноритарным акционером. «Русал» объявил масштабную модернизацию КрАЗа – фактически на его месте будет построен новый завод, отвечающий мировым экологическим требованиям. Стоимость реконструкции более 1 млрд евро. Наведён порядок в лесной отрасли. Объявлено о начале строительства метро и газификации региона, обещающей навсегда снять с повестки проблемы экологии.
Доходы краевого бюджета в следующем году впервые перешагнут планку 300 млрд рублей (планка 200 млрд также была взята в каденцию Усса каких-то четыре года назад).
Госдолг сокращён на 30 процентов. Анонсирован амбициозный проект «Енисейская Сибирь», предусматривающий инвестиции общим объёмом около 2 трлн рублей. И на этом фоне прозвучали предложения Сергея Шойгу о строительстве новых сибирских городов.
Революционное развитие Сибири и Дальнего Востока – неплохая идея для предвыборной программы Владимира Путина на президентских выборах 2024 года. Мало кто сомневается, что Владимир Владимирович пойдёт на следующий срок. Как одно из многочисленных следствий этого – скорее всего, Александру Уссу на своей должности тоже придётся задержаться.
Алексей Комаров
По материалам: “Октагон”