Как наши автодилеры накручивают цены на новые авто
Уходящий 2021 год запомнится небывалыми ранее дилерскими накрутками на заводские цены новых автомобилей. Дефицит, вызванный локдаунами в Европе и Китае, привел к резкому – до 30 процентов! – удорожанию машин в автосалонах. Технологию обмана изучил корреспондент “НИ”.
Острота и массовость проблем “допов от дилера” приобрела столь острый характер, что в октябре Роспотребнадзор запретил автомобильным торговцам продавать машины без ненужного клиенту дополнительного оборудования и услуг. Однако известно, что нет таких крепостей, которые бы ни брала жадность и наглость, особенно в автомобильном бизнесе. Не хочешь брать авто с нашими накрутками? Тогда “твоя” машина придет через полгода. Или вообще не придет!
Стоит, конечно, оговориться, что дилеры супер-люксовых брендов унизительной мелочевкой типа навязывания ковриков или установкой китайской сигнализации не заморачиваются. Да и зачем, если всего за год стоимость крутой тачки с двумя сотнями заводских опций выросла, скажем, с 11 до 18 миллионов рублей?!
Другое дело – торговцы из массового сегмента.
На днях читатели “НИ” прислали нам поразительный список “опций”, которые накрутил на Шкоду Кодиак один из дилеров общей стоимостью 791 772 рубля (цена самого авто без дилерского побора – 2 352 000 руб).
Давайте разберем этот опус по пунктам.
Начнем с самого простого и понятного – ковриков в салон и багажник.
В списке дилера они разнесены по трем пунктам. Первый – ковер в багажник за 9235 рублей. Это дорого или не очень? За два клика в поисковике Яндекса находим аналог для Кодиака за 2270 рублей. Фиксируем первую накрутку дилера – 6965 рублей.
Однако просто взять четыре цены за один полиуретановый коврик показалось мало. И потому дилер обозначает плату за УСТАНОВКУ коврика в багажник – 3000 рублей.
Как человек, который имел два десятка автомобилей, могу авторитетно свидетельствовать: установка куска формованной резины на ровное днище багажника занимает ровно 5 (пять!) секунд. И такие трудозатраты дилер оценил в 3000 рублей.
Много это или мало? Считаем: в одной минуте у нас 12 раз по пять секунд, в одном часе 60 минут. Умножаем все эти данные и получаем стоимость нормо-часа в установке коврика в 2 160 000 – два миллиона сто шестьдесят тысяч рублей.
Таким образом, на одном коврике в багажник дилер содрал с клиента “лишние” 9965 рублей.
А мы смотрим пункт 2- “ковры салона (задние, резиновые)” – 3651 рубль. Плюс установка – 2750 рублей и 70 копеек.
В этой позиции поразительно и достойно научного семинара, каким образом экономисты дилера подсчитали стоимость установки до копейки? И почему эта стоимость на 49 рублей и 30 копеек ниже, чем 5-секундная установка коврика в багажник? Ведь задних ковриков не один, а два, и, по элементарной логике, установка просто обязана быть вдвое дольше!
Но больше всего удивляет даже не эта до крайности щепетильная дотошность. Ведь только блондинкам за рулем неведомо, что автоковрики продаются комплектами, то есть задние вместе с передними в одном “флаконе”. А где же тут передние?
Не отчаивайтесь! Смотрите пункт 10 из списка “допов”. Передние резиновые коврики вынесены отдельным пунктом за 3890 рублей со стоимостью установки в 3000 рублей.
Простое сложение всех салонных ковриков (кроме багажника) дает сумму в 7541 рубль.
Вновь ищем аналог в Яндексе. И тут же находим отличные, отформованные под Кодиак ковры за 2830 рублей.
Чистая прибыль дилера – 4711 рублей на цене ковриков + стоимость “установки” 5750,7 руб = 10461,7 рубля.
Идем дальше и упираемся в пункт 3 -“сетка крепления груза в багажнике” за 3680 рублей.
Здесь та же история с многократной накруткой по цене товара. Интернет-магазины предлагают невероятное количество таких сеток стоимостью от 200 до 800 рублей, а все что дороже – это уже целые “органайзеры”, кофры и прочие устройства для хранения и фиксации поклажи в задней части автомобиля. Но сразило нас не сама сетка, а стоимость установки … в 25 000 рублей!
Да-да, присобачить сеточку к заводским кольцам у дилера – это среднемесячная зарплата учителя в Ивановской области. Правда, мы уже знаем, сколько стоит нормо-час у дилера Шкоды. Поэтому и минутная работа за 25 “косарей” не должна шокировать. Тем не менее предположить, что среди покупателей Шкоды найдется хотя бы один, кто по своей воле и желанию захочет заплатить ТАКИЕ деньги за такую, простите, ерунду, невозможно. Ну разве что под пыткой или … угрозами продать дефицитный автомобиль другому клиенту.
Однако дальше эта самая пытка фантастическими, никак и ничем не обоснованными трудозатратами дилера приобретает глумливо-издевательский характер.
Не хотите ли, господа покупатели, молдинги правого и левого порогов суммарной стоимостью 141 740 рублей? Нет, вы не ошиблись, это не чудесные и очень дорогие электрические пороги. Это всего-навсего накладки на стандартные пороги. Да, на Авито мы видели такие за две тысячи рублей. А тут – в 75 раз дороже. Возможно, мы не угадали с накладками и у дилера была какая-то другая модификация, но в любом случае столько рублей эти детальки стоить не могут.
В качестве утешения за “золотые” молдинги установлены дефлекторы заднего спойлера всего за 4309 рублей. И тут – все по-честному! Даже интернет-магазины предлагают этот аксессуар за 4070 рублей. Переплата в две с половиной сотни – пустяк, о котором не стоит и говорить. Зато установка дефлекторов обойдется уже по привычному тарифу – 28 523 рубля. За эти деньги гений дилерского сервиса приклеит две пластиковые штуковины на заднее стекло кроссовера Кодиак, пользуясь или двусторонним скотчем 3М, или автогерметиком. Главное при этом – не сообщать исполнителю, что за 15 минут его рабочего времени салон получит его 10-дневную зарплату. Иначе мастер рискует услышать ненормативную лексику или получить в глаз заскорузлым рабочим кулаком.
Та же рекомендация касается и отмеченной в смете установке накладок на педали. Две из них ценою 8064 рубля надо прикрутить саморезами к педалям тормоза и газа, а третью (1706 руб)- на площадку для левой ноги. Общая стоимость этого захватывающего во всех смыслах “тюнинга” – 63 000 рублей! Для сравнения: средняя пенсия в РФ составляет 17 500 рублей, или всего 25 процентов от стоимости трех накладок в дилерском центре Шкода.
Тем не менее дилер на улучшении педального узла у Кодиака не остановился. В его представлении багажник на крышу отнюдь не маленького (заметим!) авто с огромным внутренним багажником, детское сиденье (в том числе и для бездетных родителей) и холодильник накануне долгой российской зимы – вещи жизненно необходимые покупателю. Эти три позиции прибавили в цене кроссовера 133 000 рублей. И если бы у торговца Шкодами оказался золотой унитаз, который хоть как-то мог бы влезть в машину, он бы его обязательно установил!
Но, увы, у торговца машинами нет унитазов. Есть алюминиевые колесные диски на тюнинговых 20 дюймах. Их, разумеется, тоже поставили на машину, оценив сами диски в 142 тысячи рублей. Аналогичный товар у другого автодилера – “Рольфа” – мы нашли за 104 тысячи. Но попытка найти сопоставимые с приведенной платой за УСТАНОВКУ ДИСКОВ в 97 144 рубля предложения закончились полным крахом.
Куда ни посмотри, а замена одних колес с их балансировкой и надеванием резины на другие нигде дороже нескольких тысяч рублей не производится. А разницы в 20-30 раз за шиномонтажные работы нет даже на Рублевке.
Таким образом, замена колес прибавила в цену Кодиака еще 240 тысяч рублей. При этом потенциальные покупатели вряд ли спросят: а где их родные колеса – те самые, на которых Кодиак прибыл с завода? Они же совершенно новые, и тоже литые…И почему их немаленькая стоимость не учтена дилером?
Но изумленному покупателю будет не до неудобных вопросов. Апофеоз “улучшений” и дилерских опций венчает напоследок фигура … горного велосипеда “Шкода МТБ 2920” за 100 392 рубля.
Двухколесный собрат Кодиака – это не подарок. Не презент счастливому обладателю нового авто. Средняя цена горных велосипедов – около 20 тысяч рублей. Тут – в пять раз дороже. И это – символ жадности и наглости, открытого унижения людей, которые вдруг захотели купить машину у официального дилера известной марки…
К слову, “кошмарить” именно Шкоду мы не собирались. Аналогичными фокусами промышляют ВСЕ или почти все автодилеры России. Тем не менее было интересно узнать у официального представителя чешско-немецкого концерна – как производители авто относятся к накруткам своих дилеров?
Тимур Алиев, руководитель пресс-службы представительства компании Skoda в России-секретарь:
– По данному прайсу, который мы получили от вас, мы не видели подобного. В целом ситуация такая, что наши отношения с дилерскими предприятиями регламентируются не только дилерскими соглашениями, но и российским законодательством. Мы, со своей стороны, можем выставлять максимальную цену перепродажи на автомобили, на какие-то другие вещи, но не на всё. Тот прайс-лист, который вы показали, один из примеров того, что мы не на всё можем влиять как представительство, потому что в нашем случае, как в случае подавляющего большинства российских компаний, работающих в России, продажи осуществляют дилеры. Дилеры – абсолютно независимые от нас юридические лица со своим руководством и своей структурой. Я бы рекомендовал, если возникают сомнения относительно корректности прайс-листа, обращаться на горячую линию.
У нас как у автомобильной компании есть возможность заказа автомобиля непосредственно у производителя на производстве. И вы можете выбрать ровно те опции и те устройства, которые бы вас устроили, в том числе, и по их стоимости.
– Каждый покупатель, приходящий в дилерский центр и обнаруживающий это безобразие, должен идти в представительство?
– Нет. Вы приходите в дилерский центр. Если вас не устраивает стоимость представленного в шоу-руме автомобиля, нужно иметь в виду, что у вас есть возможность заказа автомобиля непосредственно с производства. Это делается у того же дилера. Автомобиль, когда заказывается с производства, он заказывается без той номенклатуры опций, которые вас шокировали. Помимо этого есть возможность посмотреть те автомобили, которые находятся на подходе. Помимо тех автомобилей, которые представлены в салоне, есть автомобили, которые уже сошли с конвейера, но ещё не доехали до дилера. Если дилер говорит, что есть этот конкретный автомобиль, а когда будет следующий, он не знает – это повод обращения на горячую линию. У любого официального дилера марки Шкода есть возможность заказа автомобиля непосредственно с производства. Дилер не может навязывать конкретный автомобиль.
– Сколько времени уходит на получение автомобиля с производства?
– Это зависит от того, какую выбрали модель. Если автомобиль уже на подходе, это может занять несколько недель. Если автомобиль заказывается с нуля и в экзотической комплектации, то, естественно, времени на ожидание потребуется больше. Но в любом случае клиент будет избавлен от необходимости оплачивать ненужные ему опции или аксессуары.
– Для того, чтобы привести дилера в сознание, может ли клиент обратиться в антимонопольную службу? Кто может повлиять на дилера?
– Мы здесь не вправе ограничивать клиента обращаться в те органы, которые он сочтёт компетентными. Но на сегодня законодательство, если применять его к данному конкретному прайсу, наш инструментарий ограничен.
– Считаете ли вы, что подобное поведение дилера порочит имя компании-производителя?