Расследование февральских расстрелов в Киеве – выводы следствия и мнение экспертов.
На совместной пресс-конференции руководителей МВД, СБУ и Генпрокуратуры Украины, которая прошла в Киеве 3 апреля, главы этих ведомств рассказали журналистам об итогах расследования убийств более 100 человек в конце февраля в центре столицы во время столкновений между «майдановцами» и силами правопорядка. Вину за случившееся силовики возложили на спецподразделения милиции «Беркут» и Службы безопасности Украины «Альфа».
Министр внутренних дел, член партии «Батькивщина» Арсен Аваков сообщил, что там работала спецрота «Беркута» под руководством майора Дмитрия Садовника, который уже задержан, как и еще 11 сотрудников подразделения. По словам Авакова, «в этом направлении, по нашим данным, погибли 17 человек… По предварительной информации, только из одного автомата в этом месте убиты восемь человек».
Председатель Службы безопасности Украины, член партии УДАР и соратник бывшего президента Ющенко Валентин Наливайченко сказал, что на «Евромайдане» работали и снайперские группы спецподразделения СБУ «Альфа». По его словам, сейчас бывшее руководство «Альфы» допрашивается следователями. По его словам, «спланированная в виде антитеррористической операции, а фактически организация массовых убийств людей происходила непосредственно и под прямым руководством бывшего президента Януковича». Наливайченко также обвинил ФСБ России в причастности к убийствах на «Евромайдане».
И.о. генпрокурора Украины, член националистической партии «Свобода» Олег Махницкий добавил, что часть мест, откуда снайперы «вели прицельную стрельбу по мирным гражданам», уже установлена, «часть мест еще отрабатывается».
Странный, надо сказать, отчет о расследовании: ни слова о том, кто стрелял в бойцов самого «Беркута», ни результатов баллистической экспертизы пуль, которыми были убиты люди с обеих сторон «Майдана»… Ничего, только голословные обвинения. Пожалуй, ключевая фраза этой пресс-конференции – слова Авакова: «Позиция следователей и моя позиция в том, что все произведенные задержания обоснованы». То есть, все доказательства – это позиция нового главы МВД. Хотя сразу после бойни в центре Киева 18-20 февраля, в которой тогдашняя оппозиция сразу же обвинила «Беркут», сотрудники этого спецподразделения говорили, мол, проведите баллистическую экспертизу, проверьте наше оружие.
Председатель правления Ассоциации ветеранов спецподразделения «Беркут» Владимир Крашевский сказал в интервью «Московскому комсомольцу»:
«…имеются записи переговоров, оружие никто не прячет. Оно в оружейных комнатах. Можно провести баллистическую экспертизу. Каждая единица оружия отстреляна и закреплена за конкретным человеком. Установить, были ли демонстранты убиты из этих стволов, легко. Только желания нет у новой власти. Потому что будет доказано, что снайперы, работавшие на Майдане, к силовикам отношения не имеют. В мире много профессиональных стрелков, которые будут работать за хорошие деньги».
Вопрос о снайперах на международном уровне встал в начале марта, когда в Интернет попала запись телефонного разговора между верховным представителем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон и министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом после его визита на Украину. Паэт, ссылаясь на врача «Майдана» и общественного деятеля Ольгу Богомолец, сказал Эштон: «Еще Ольга сказала, что, согласно всем имеющимся уликам, люди, которые были убиты снайперами, с обеих сторон, среди полицейских и людей с улицы, это были одни и те же снайперы, убивающие людей с обеих сторон… Она показала мне фотографии, ссылалась на мнение врачей, которые говорят об одном и том же почерке, типе пуль. И все большую настороженность людей вызывает то, что новая коалиция не желает расследовать точные обстоятельства случившегося. Стремительно растет понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а за ними стоял кто-то из новой коалиции».
Эту запись, кстати говоря, МИД Эстонии признал подлинной. Кроме того, по словам бывшего руководителя СБУ Александра Якименко, снайперы стреляли из зданий, которые контролировал комендант «Евромайдана», а ныне секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, член партии «Батькивщина» Андрей Парубий.
Виктор Янукович в интервью информагентству «Associated Press» и телекомпании НТВ сказал, что «никогда не отдавал приказов стрелять».
«В этот период времени, когда начали стрелять снайперы, мы проводили переговоры с представителями трех стран так называемого «Веймарского треугольника» – Германия, Франция и Польша, в этот период времени началась стрельба. И стрельба эта велась с тех зданий, которые контролировались в тот период времени оппозицией», – сказал Янукович.
Эксперт по стратегическому управлению и организации Дмитрий Литовка считает, что результатам расследования, озвученным на пресс-конференции украинских силовиков, верить не стоит.
«Это политичеcкое преcледование cо cтороны нового режима, режима хунты, – сказал Литовка информагентству REX. – Никаких проверок в адреc наcтоящих убийц даже и проводитьcя не будет, нет и не будет никакого интереcа у cегодняшних временных правителей в уcтановлении иcтины убийcтв 20 февраля. Только лишь интереcы удержания влаcти за cобой будут диктовать необходимые дейcтвия им cамим и их поcобникам. C точки зрения их интереcов, им выгодно cейчаc или затянуть cледcтвие до предела c задержанием беркутовцев, или быcтро, в cлучае обоcтрения обcтановки, оcудить тех же беркутовцев, а заодно заочно и Януковича, за неcовершенные ими преcтупления, cовершив тем cамым ритуальное жертвоприношение новым богам. Хунтовцы задержание беркутовцев в Киеве произвели моментально. Правоcеки, еcтеcтвенно, не задерживаютcя, они до cих пор cпокойно ходят c оружием и делают, что хотят. Демократия для избранных, диктатура для оcтальных».
Не доверяет результатам расследования и директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«На мой взгляд, доверять решениям прокуратуры, которая сформирована по результатам государственного переворота, в этом вопросе никоим образом нельзя, – сказал Затулин газете «МК». – Вопрос о стрельбе на «Майдане», особенно о стрельбе снайперскими винтовками, приобрел исключительное звучание. В зависимости от того, кто будет признан виновным, выстраивается логическая цепь дальнейших событий. И то, подтверждается или нет моральное оправдание того переворота, который был организован. Ясно, что для нынешней власти признание, что ее собственные сторонники на «Майдане» занимались провокациями для обострения обстановки и для доведения ситуации до крайности и, наконец, совершения государственного переворота, такое признание смерти подобно. Они заинтересованы в том, чтобы виновными оказались сотрудники подразделения «Беркут» или какие-либо иные, не причастные к «Майдану» или «Правому сектору», лица. Поэтому в этом вопросе прокуратура совершенно пристрастна, доверять ее заключениям не приходится. Россия предлагала организовать международное расследование этих событий. Но его нет. Вместо этого щуку бросили в реку и предложили тем, кто зависит от результатов расследования, определить, кто прав, а кто виноват. Какое же здесь может быть доверие?»
Геннадий ШАЛАЕВ