Почему обрушились акции российских компаний
Падение акций Сбера и других российских голубых фишек вызвали панику у инвесторов. Фондовый рынок не может стабилизироваться третий день подряд. Подешевевшие акции Сбера сократили запасы ФНБ на 320 миллиардов рублей. К нестабильности на биржах прибавляются нерадостные новости ЦБ об оттоке капитала из страны.
Третий день подряд российскому фондовому рынку не удается отыграть падение акций главного коммерческого банка страны, который случился на фоне новостей о провале переговоров России и США по Украине и расширению НАТО. Сегодня рынок было воспрял в ожидании встречи главы МИДа Лаврова и госсекретаря Блинкена, но через час вернулся к уровню вчерашнего закрытия.
Бумаги Сбера начали дешеветь не вчера. За последние три месяца банк потерял 40% капитализации и достиг минимумов ноября 2020 года. Эксперты хорошо знают причину выхода инвесторов из акций не только Сбера, но и с российского фондового рынка в целом. Исполнительный директор департамента рынков капиталов компании «Универ-Капитал» Артем Тузов объясняет это провалом переговоров России и США по Украине и НАТО:
– Жёсткие переговоры России, США и НАТО спровоцировали отток инвесторов с рынка, в том числе, и иностранных. Сбербанк, поскольку был одной из квази-госкомпаний, которая не была под санкциями, пользовался большой популярностью у иностранных инвесторов. Из-за этого на нём больше всего сказался выход инвесторов с рынка. Падали не только акции Сбербанка, падал рынок в целом.
У российского бизнеса доверия к государству немного. Согласно опросу PWC , больше половины предпринимателей – 55% – не доверяют государству. 87% говорят, что вести бизнес в России сложно или очень сложно. Иностранные инвесторы, несмотря на приятные 10-20% годовых, за год сбросили ОФЗ больше чем на 3 миллиарда долларов, а на 1.2 миллиарда вышли из акций российских предприятий.
Некоторые опрошенные «Новыми Известиями» эксперты полагают, что ситуация со Сбербанком и падение фондового рынка – временное явление. Член совета директоров международной сети “Финэкспертиза” Агван Микаелян называет угрозы США о новых санкциях самым главным фактором, который влияет на стоимость государственных банковских структур:
– Есть опасения, риски, которые закладываются при появлении той или иной информации. Я считаю, что не стоит волноваться раньше времени, ибо подобные вещи всегда происходили, начиная с 2014 года и будут происходить неизбежно. К этому надо относиться спокойно.
Экономист Никита Масленников полагает, что события этой недели не вызывают ощущения, что рынок пошел по катастрофическому пути развития:
– Текущий эпизод можно зачесть как некое временное явление, и если в пятницу после встречи Блинкена и Лаврова могут быть результаты, которые можно будет считать продолжением контактов и переговорного процесса, пусть не без сложностей, не без проблем, тем не менее стороны не хлопнут дверью и произнесут слова о ситуации, которые участники рынка зачтут как сложную, но относительно стабильную, то я думаю, что все вернется на круги своя, мы начнем отыгрывать.
Артем Тузов не так оптимистичен, как его коллеги. Катализатором падения стали провальные переговоры, и пока они не завершатся положительно, инвесторы, которые ушли с рынка, на него не вернутся, пока риски не будут сняты:
– Я бы сказал, что нас ждёт какой-то период затишья, бокового движения рынка без серьёзного роста, либо тоже вероятный сценарий, что падение продолжится. Насколько это будет долгим, непонятно.
Экономисты говорят о том, что спекуляции в СМИ о том, что война на Украине начнется, нервируют участников рынка. Пока в российских государственных СМИ не развернута пропаганда о том, что надо куда-то вторгаться, замечает Артем Тузов. Однако западные ресурсы полны материалов на эту тему. Это информационное поле давит на западных инвесторов и ведет к их оттоку с рынка.
Но пока российские власти глубокомысленно отмалчиваются, рынок падает. Правительство должно генерировать положительные новости в отношении собственной экономики, считает Никита Масленников. Не надо подбрасывать поленьев в костер:
– Даже если вы не договорились с американцами и натовцами, то наверное, стоило бы высказаться как-то иначе, а не так напрямую, в лоб, что не видим мы никаких перспектив. Раз не видите перспектив, то получите то, что получили. Сначала уронили доллар на 2% как минимум, потом только что, накануне обвалилась национальная валюта, так что вы хотите, рынки тоже обвалятся.
Поддержку рынку окажут сами рынки – сейчас ожидаются хорошие дивиденды не только по Газпрому и Сбербанку, но и другим российским компаниям – лидерам фондового рынка. Если не будет катастрофической информации со стороны политики, при дивидендной доходности в 15-20% падение должно завершиться, говорит Артем Тузов. Но пока доходность ниже.
В отличие от президента Байдена, который на своей пресс-конференции заявил о том, что он думает, Владимир Путин войдет в Украину, российские экономисты считают военное столкновение маловероятным. Потому что это будет означать новый экономический кризис. В лучшем случае, будет нулевой темп роста экономики, говорит Никита Масленников, но скорее всего, он будет отрицательным.
Пока экономике страны ничего не грозит. Госдолг – ниже не придумаешь. Запасы ФНБ, несмотря на падение Сбербанка, более чем солидные. Цены на нефть – под 90 долларов за баррель. От таких цен у политиков может закружится голова, предупреждают экономисты. И прогноз Минэкономразвития о росте ВВП страны на 3% в этом году выглядит избыточно оптимистичным – роста выше 2,5% цифры не дают, даже если опираться на результаты 2021 года. Есть опасность инфляции в 2022 году, потому что сокращается количество молодой рабочей силы и из-за этого раскручивается спираль зарплаты-цены. Цены на нефть могут опуститься:
– Через несколько месяцев, через пару-тройку месяцев на рынке сложится ситуация профицита предложения, и это будет давить на цены вниз, и будет в среднем годовая цена по Бренту будет в этом году около 75 долларов по курсу около 72 рублей за доллар. Это рабочий прогноз, и это в принципе комфортно. Для России комфортный коридор – 60-80 долларов за баррель. По нефти это позволяет нам накапливать резерв в виде ФНБ и исполнять бюджетный план без особых проблем. Но особого пафоса по поводу того, что нефть нам в этом году поможет, закладывать не нужно, – предупреждает Никита Масленников.
Есть и другая проблема: отток капитала из России в 2021 году ускорился в 9 раз и составил чуть меньше 54 миллиардов долларов. Ни уговоры, ни угрозы не помогают. Страхи войны и санкций обернется в 2022 году новым бегством денег за границу.
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
По материалам: “Новые Известия”