Водка на вынос

Алкоголь попал в число самых похищаемых продуктов

pixabay.com

Любимыми товарами магазинных воров в 2021 году были сыр, колбаса, молочные продукты и алкоголь, следует из отчета системы видеоаналитики, установленной в торговых сетях 76 городов России. Средняя сумма ущерба от одной кражи за год выросла почти на четверть. При этом 70% ущерба магазинам наносят не посетители, а собственные сотрудники. А общий ущерб может доходить до 1% от оборота.

Шапка не горит

Из российских магазинов в 2021 году чаще всего крали или пытались украсть сыры и колбасы: на долю этой категории товаров пришлось 20,3% инцидентов. На втором месте оказались молочные изделия (19,6%), на третьем — спиртные напитки (18,7%). Пятерку самых похищаемых категорий замыкают кофе (15,3%) и морепродукты (12%).

Эти данные «Известия» получили из отчета системы видеоаналитики «СТОП Шоплифтер». Она работает на основе алгоритма распознавания лиц Ntechlab и установлена в торговых сетях 76 городов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие.

За 2021 год система видеоаналитики зарегистрировала 263 тыс. краж в магазинах, что на 90 тыс. случаев больше, чем годом ранее. Разработчики системы связывают рост числа инцидентов с ростом точек, в которых она внедрялась, и с совершенствованием алгоритмов наблюдения.

— От простого наблюдения и распознания лиц технологии переходят к контролю поведения. Система искусственного интеллекта анализирует картинку с камер и, если видит подозрительное поведение, характерное для магазинных воров, информирует персонал для профилактики кражи, — рассказал директор по безопасности торговой сети «Монетка» и председатель Ассоциации экспертов безопасности ритейла Константин Сергеев.

Преступная стабильность

Список самых похищаемых категорий товаров из года в год если и меняется, то незначительно, отмечают эксперты. В прошлогоднем исследовании «СТОП Шоплифтер», например, в топ-5 не было алкоголя и морепродуктов, но были кондитерские изделия и крупы. Однако, если посмотреть подобные исследования за последние 10 лет, список «приоритетных» для воров товаров стабилен и в него входит то, что легче перепродать, отметил Константин Сергеев. Известны и места скупки и дальнейшего сбыта.

— Нередко это точки общепита — небольшие кафе и ресторанчики, стимулирующие хищения алкоголя. Часть продукции предлагается с дисконтом в различных мессенджерах, — сказал он.

При этом, по его словам, опознать ворованную бутылку довольно просто. Если при сканировании акцизной марки в сервисе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в базе данных не отображается время и место реализации продукта, то высока вероятность, что он сворован.

Член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова напомнила, что магазинное воровство в зависимости суммы украденного может квалифицироваться как мелкое хищение или кража. Преступник может быть привлечен либо к административной, либо к уголовной ответственности. Так, мелкое хищение — это административное правонарушение, но совершение его повторно может рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Это уменьшает шансы отделаться простым штрафом.

Мала кража, да дорога

Отчет также показал, что средняя сумма ущерба от одной кражи выросла с 1067 рублей в 2020 году до 1400 рублей в 2021 году. Чаще всего — в 72% случаев — товары не оплачивают мужчины.

Увеличения среднего чека специалисты связали с общим ростом цен. Вместе с тем они отметили, что, несмотря на кажущуюся незначительность отдельного инцидента, вкупе потери от деятельности воров являются для торговых сетей ощутимыми.

— На потери от воровства в продуктовом ритейле в среднем по России приходится от 0,2 до 0,4% от оборота сети. В Москве показатель варьируется от 0,4 до 0,8%. Учитывая, что сейчас хорошим показателем для сетей является прибыль выше 3%, даже 0,5% — это ощутимые потери, — говорит директор по развитию ГК «Император» (специализируется на обеспечении безопасности коммерческих объектов. — «Известия») Леонид Нагайцев.

При этом он подчеркивает, что ущерб наносят не столько внешние кражи, сколько внутренние. По данным эксперта, на воровство со стороны сотрудников приходится до 70%. И только остальные 30% — на посетителей.

В свою очередь эксперт по предотвращению потерь в торговле Игорь Чумарин оценил потерь от воровства в 0,6–1% от оборота торговых сетей.

Константин Сергеев сообщил, что в магазинах формата «у дома» в сетях «Пятерочка», «Магнит» и «Монетка» потери от воровства составляют 0,4%.

— Но это еще не все: к сумме похищенных товаров необходимо добавить затраты бизнеса на системы безопасности и охраны, выявление, расследование и устранение инцидентов, премирование за успешные действия по профилактике хищений, — говорит он.

Эти затраты Сергеев также оценил в 0,4% от товарооборота. Таким образом, по его словам, сумма получается ощутимая и требующая пристального внимания.

Компании X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси» и «Лента» на момент публикации не ответили на запрос «Известий» с просьбой прокомментировать результаты отчета.

По мнению Леонида Нагайцева, на данный момент в ритейле идет борьба за долю рынка. В связи с этим решение проблемы воровства для торговых сетей не является первоочередной задачей. Однако он уверен, что, когда рынок будет поделен, ритейлеры обязательно возьмутся за оптимизацию внутренних процессов, в ходе чего будут приняты серьезные меры для решения проблемы воровства.

Роман Кильдюшкин

По материалам: “Известия”

Ранее

Режим выживания

Далее

Домайнились

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru