Последняя гастроль

Автодилеры уходящих из России брендов продают остатки втридорога

pixabay.com

На прошлой неделе ведущие европейские автопроизводители заявили, что уходят из России. По идее ко вторнику, 15 марта большинство автосалонов в Москве могли бы уже и закрыться, учитывая невиданный покупательский ажиотаж накануне. Однако все не так просто…

С утра открываю сайт одного из дилеров Ауди по соседству с домом. Казалось бы, что сайт был просто обязан сообщить клиентам, что в жизни дилера поменялось нечто существенное – например, перспектива скорого закрытия продаж и сервиса с оригинальными запчастями. Ан-нет! С виду ничего не поменялось. Те же привычные глазу картинки-разделы – “Модельный ряд”, “Новинки”, “Автомобили в наличии”, “Калькулятор ТО”, “Ауди-кредит”…

Вот только при нажатии на картинку “Автомобили в наличии” раздел перестал открываться вовсе. Ты нервничаешь, думаешь, что завис компьютер, но оказывается, что “так и положено”. Другие-то разделы еще функционируют, а главный – уже нет! То ли автомобилей не осталось никаких, то ли дилеры играют в какую-то странную игру с покупателями.

Оставалось проверить подозрения лично. И я отправился в салон. Скажу сразу, что никакого особенного ажиотажа не было. Не было очереди нервных клиентов, которые во что бы то ни стало хотят взять последнее. Никто не кричал, не дрался и не предлагал больше двух Ауди в одни руки не отпускать.

На вопрос к девушке на рецепции, есть ли какие-нибудь автомобили в продаже, последовал ответ: да! Есть! Вас какие интересуют? Я ответил, что точно не решил, но готов при цениться к Ауди Ку5 или Ку7. Девица радостно резюмировала, что сейчас же познакомит с менеджером по продаже кроссоверов. И он через пару действительно объявился.

Молодой мужчина лет 30 по имени Руслан был с первой фразы непривычно грустен и казалось, что с порога уже сочувствует потенциальному покупателю.

– Рассматривате Ку5? – с недоверием спросил Руслан.

– Да. – уже уверенно я, добавив, что все, конечно, зависит от цены новой немецкой колесницы. Но Руслан, похоже, был в позиции партизана на допросе и на цену конкретного авто не кололся:

– На какой бюджет рассчитываете? В какой комплектации? – чуть ли не шепотом пробормотал продавец. Пришлось прикинуться совсем уже чайником и сказать, что цены нынче меняются очень быстро и отслеживать их не получается.

– Да… Да… – кивал в ответ Руслан. – Сейчас все дорого.

– Так сколько? Сколько стоит Ку5, которые есть в наличии?

– Ну.. (тут наступила еще одна долгая пауза). Если говорить о машине с двигателем два литра на 240 сил, то от 10 миллионов. – наконец-то выдавил из себя Руслан. Однако никакой уверенности, что именно 10 миллионов будет стоит автомобиль, который месяцем раньше продавали за 5 млн, еще не было. Смущало частица “от..” , предполагавшая некие накрутки.

– Ну хорошо. – согласился я. – А с каким сумм начинается цена Ку7?

– От 15 миллионов…

В общем, разыграть покупателя с такими капиталами мне так и не удалось. А Руслан в свою очередь нехотя признался, что цена того или иного автомобиля есть результат торга, в котором страстное желание клиента во что бы то ни стало купить последние перед уходом автоконцернов экземпляры немецкого автопрома является главным и решающим фактором.

Ну а что еще? Ведь на Авто.ру без всякого стыда висят предложения купить БМВ Х5 за 30 миллионов! Даже если разделить 30 “лямов” на нынешний курс евро, получается явный перебор. Но ведь и купить столько евро сегодня просто негде.

И если Ауди и Порше еще продают машины в Москве, то многие остальные – уже нет. Рено, например, выдает автомобили только тем, кто оплатил их еще до “событий”. Мицубиши ничего не выдает и не продает. Российские заводы не работают и новых экземпляров не поставляют ни за какие деньги. В салоне китайского Хавэйл так же все машины проданы и в наличии ничего нет. Но заказы “в принципе” принимают. Предоплату за будущий авто оставить можно, но цен … нет!

В салонах Хёндэ жизнь теплится. И даже есть ценники на машинах. Но такие, что оторопь берет. Новая Крета – 2 млн. 903 тысячи (прирост за неделю на 600 тысяч), средненький кроссовер Туссон продают за 4 млн 897 тысяч рублей, а Санта Фе – за 6 млн 700 тысяч! Месяц назад столько стоил Мерседес ГЛС. Но продавцы говорят, что поставки тоже прекращены, – поставщики не знают, по какому курсу доллара продавать товар.

Лучше всего ситуация была в салоне Фольксваген. Поло с автоматом можно купить за 1 млн 900 тысяч, Тигуан – за 3,5 млн, Туарег – 8,5 млн. При этом продавцы клялись, что никаких накруток на ценники не делают и машины в свободной продаже…

И да, автодилеров, которых так не любит массовое сознание, сегодня очень жаль. С одной стороны, они по привычке обязаны делать вид, что все ОК, что “все хорошо, прекрасная маркиза”, а с другой – все понимают, что с работой и бизнесом полная непонятка. Однако строить честные до мелочей отношения с клиентами дилеры не хотят и не могут.

Продавцы говорят о падающем в бездну курсе рубля и о том, что сейчас покупать явно “лучше, чем будет потом”. На вопрос о том, будет ли работа дилера как-то меняться в свете новых событий, скороговоркой отвечают, что “центр Порше будет работать и дальше.” Заметно, что текст заучен – вероятно, отвечать на подобные вопросы в последние дни ему приходилось не раз.

Только не понятно, с чего вдруг такая уверенность? Санкции, что ли через неделю отменят? Машины в Россию контрабандой поедут? Вряд ли. Немцы, англичане, американцы, запретившие экспорт предметов роскоши в Россию, забудут вдруг, что люксовые авто и запчасти к ним – это есть роскошь для большинства россиян? А если и еще не было роскошью пару недель назад, то теперь точно будет.

Коллега автора этик строк пытался 15 марта найти оригинальные тормозные колодки на Мерседес Е-класса. После долгих звонков нашел. За 74 тысячи рублей!! Еще месяцем раньше они стоили в районе 20 тысяч.

И ладно колодки, которые хоть и со скрипом, можно поставить от посторонних производителей. А как быть со сложными деталями узлами, включая жуть как дорогую электронику?

А с гарантией на недавно купленные авто? Кто будет менять гарантийные узлы и детали? Как станут обновлять софт у бортовых компьютеров, если нет прямой связи с серверами Ауди, БМВ, Мерседеса?

На эти вопросы никакие дилеры уходящих из России брендов не отвечают. Их иностранные партнеры сделали громкие политические заявления, забыв уведомить россиян о конкретных последствиях.

Наше издание направило запросы в целый ряд компаний-продавцов машин с вопросом о том, как санкции повлияли на их деятельность, но ни одного ответа пока не последовало.

Как пояснил “Новым известиям” источник в одной из московских дилерских компаний VolksWagen, участники рынка сейчас сами до конца не осознают, чего можно ожидать. По этим данным, многие “поставили бизнес на паузу”, потому что прерваны логистические цепочки – эта ситуация затронула всех автопроизводителей, в том числе тех, у которых заводы находятся в России.

Собеседник издания добавил, что запчасти на рынок “сейчас худо-бедно поступают”, однако постепенно может пропасть то, что производят только за рубежом, например, фильтрующие элементы и электронное оборудование. Он заключил, что “эти проблемы, возможно, нас коснутся в ближайшее время – в течение недель или нескольких месяцев”.

Среди основных трудностей называют, во-первых, разницу в курсах валют и, во-вторых, то что пока что ни одна из западных компаний не объявила об окончательном уходе с российского рынка. Как сказал “Новым известиям” автоэксперт Игорь Моржаретто, “все заявляют о том, что приостанавливают производство и продажи, а что именно будет дальше – полный молчок”.

Повышение цен на все авто – лишь видимая часть айсберга под названием авторынок. Руководитель экспертного центра “Пробок.нет” Александр Шумский говорит, что в цены выросли за неделю от 60 до 120 процентов, и не только на новые, но и на подержанные машины.

Специалист отметил, что Hyundai Solaris – одна из самых востребованных среди таксистов машин – стоит сейчас два миллиона семьсот тысяч рублей. Не удалось найти и Lada Vesta дешевле миллиона семисот тысяч. Шумский предположил, что скоро ценник в том числе и на “Жигули” станет неподъёмным для многих россиян.

Ну прогнозы относительно рынка делать сейчас невозможно:

“Посмотрим на переходный период, 1-3 месяца. Это тот период, который взяли и “Макдональдс”, и многие другие торговые сети, которые прекратили работу… все автозаводы взяли паузу для того, чтобы изменить логистику, оценить риски, в том числе валютные, и просто понять, что будет. Если военная спецоперация прекратится на каких-либо приемлемых условиях, то, я думаю, что автозаводы останутся. Если общественное мнение западных стран будет таким же негативным, как сейчас, то западным производителям просто придётся уйти из России”.

Шумский также добавил, что национализация предприятий ушедших иностранных производителей, которую обсуждают сейчас представители властей, не поможет справиться с трудностями, о которых идёт речь: “У нас даже “Автоваз” больше, чем на 60 процентов состоит из западных комплектующих, что уж говорить о непосредственно западных автомобилях, поэтому национализация таких заводов просто не позволит никаким образом спасти цепочки производства”. В целом, эксперты сходятся во мнении, что в течение года в России автомобильный рынок в любом случае упадёт, и большую долю на нём займут азиатские компании. Точнее говоря – Китай…

Константин Таранов

По материалам: “Новые Известия”

Ранее

Евросоюз запретил ввозить в Россию дорогие авто и ввел санкции против олигархов

Далее

Власти отменят повышенные штрафы и пени за просрочку платежей за ЖКУ

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru