Минобрнауки не приняло почти два десятка нормативно-правовых актов, которые необходимы для полноценной работы сферы образования и науки
В прессе это ведомство уже назвали «чемпионом» по количеству неразработанных нормативных актов, необходимых для отрасли. В распоряжении «Известий», например, оказался отчет Счетной палаты РФ, которая проверила и другие федеральные ведомства, проведя анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на осуществление федеральными органами исполнительной власти собственных полномочий.
И что же выяснилось? Например, в Министерстве культуры не разработали 18 необходимых нормативно-правовых актов — 18,3% от количества предусмотренных. Чиновники из Министерства спорта не «родили» 9 нормативных документов — 13,4%. А Министерство образования и науки стало своеобразным чемпионом среди остальных ведомств по количеству неразработанных нормативных актов, регламентирующих ключевые вопросы отрасли.
В Госдуме и в Совете Федерации справедливо проявляют беспокойство по этому поводу. В комментарии «Известиям» депутат Госдумы Владимир Бурматов заявил:
— Если так и дальше будет продолжаться и министерство будет системно не исполнять свои функции, то у правительства не останется выбора — и Минобрнауки придется разделить на две части. Чтобы одна его часть занималась вопросами образования, а вторая его часть, например агентство по науке, уже полноценно занималась вопросами науки. Надо подумать о передаче всех функций, связанных с развитием науки, в агентство и о его укрупнении и появлении там профессиональных людей, которые могли бы этим заниматься. То, что не сделано, — это ключевые вопросы — научная база не разработана. Тогда возникает вопрос, чем Министерство образования занимается?
Что же конкретно не было сделано представителями Минобрнауки? В частности, не был разработан ряд ключевых документов: порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки. А как вам такое – не установлен и порядок предоставления специальных государственных стипендий для получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, включая стипендии для обучения за рубежом, а также порядок присуждения премий президента РФ и премий правительства РФ в области образования, науки и техники!
Из отчета аудиторов следует, что Министерство образования не разработало административный регламент по исполнению государственных функций контроля (надзора). В нарушение п. 4 постановления правительства РФ от 16 мая 2011 года «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», 42,9% регламентов Минобрнауки не были размещены в федеральных государственных информационных системах «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Госуслуги, предоставляемые Минобрнауки, не размещены в Федеральном реестре государственных услуг (функций). Есть основания полагать, считают эксперты, что субсидии бюджетным учреждениям Минобрнауки выделялись без достаточных обоснований расходов на выполнение государственных заданий.
Анализ информации об индикаторах проектов показал, что из 50 целевых индикаторов проекта «Развитие дошкольного и общего образования», ответственным исполнителем которого является Минобрнауки, плановые целевые значения не были достигнуты по 22 индикаторам. И так далее, и тому подобное. А воз, как говорится, или, точнее, вуз – и ныне там…
Мониторинг деятельности ведомства показывает: эффективность его работы требует пересмотра подходов, и чиновникам пора к этому прислушаться.
Семен Карпов
Фото: izvestia.ru