Смогут ли российские металлурги перенаправить поставки на Азию

После запрета на поставки продукции в Евросоюз из-за санкций российские металлурги заявили о переориентации экспорта на Восток. Но им придется делать скидки покупателям и решать проблемы с логистикой

pixabay.com

Российские предприятия черной металлургии должны будут переориентировать на восточное направление около 4 млн т стальной продукции в год. Причина — санкции и другие ограничения, введенные западными странами против России в ответ на военную спецоперацию на Украине.

Такая предварительная оценка приводится в письме президента ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие компании черной металлургии), основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова, которое он отправил первому вице-премьеру Андрею Белоусову 28 марта. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил один из членов ассоциации. РБК направил запросы в «Русскую сталь» и аппарат Белоусова.

По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, ЕС в 2021 году импортировал из России 3,74 млн т готовой стальной продукции. Из них 2,86 млн т пришлось на плоский прокат.

Какие ограничения ЕС ввел на сталь и сырье из России

«Северсталь» сообщила 2 марта, что прекращает поставки в Европу в связи с тем, что ее основной акционер Алексей Мордашов попал под санкции Евросоюза. 15 марта ЕС ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России. В список среди прочего попали непокрытый горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, сортовой прокат, некоторые виды сварных и бесшовных труб. Но запрет не распространяется на стальной сляб и железную руду, одним из крупнейших поставщиков которых в ЕС является Россия.

В начале марта «Литовские железные дороги» сообщили о прекращении перевозок продукции «Металлоинвеста», акционер которого Алишер Усманов был внесен в санкционный список ЕС. В прошлом году эта транспортная компания перевезла более 1 млн т продукции «Металлоинвеста». К тому же некоторые грузы из России, включая металлы, отказываются принимать некоторые европейские порты.

Кто был основным поставщиком в Европу

Из трех крупнейших российских производителей плоского проката основным поставщиком в ЕС являлась «Северсталь», напоминает руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) экспортирует в Европу незначительные объемы и больше ориентируется на Ближний Восток. Группа «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) в основном экспортирует в ЕС сляб (не попал под санкции), из которого затем можно выпускать стальной прокат: компания поставляет его на свои европейские активы для дальнейшей переработки.

«Мы сейчас решаем технические вопросы, связанные с перенаправлением той стальной продукции, которая раньше продавалась в Европу, на альтернативные рынки, включая Азию», — говорит представитель «Северстали». Он утверждает, что компания видит спрос на свою продукцию на альтернативных рынках. РБК также направил запрос в пресс-службу ММК.

По словам Красноженова, перенаправление плоского проката, высвобождающегося с европейского направления, не должно составить проблемы для российских сталелитейщиков. Но им придется изменить логистику и давать скидки новым покупателям, говорит он. Тем не менее азиатский рынок «переварит» такой объем, уверен эксперт. К тому же у компаний есть возможность поставлять часть товаров в Северную Африку и на Ближний Восток.

Сколько металлурги продавали в Европу и Азию

Доля продаж в Европу в выручке «Северстали» в 2021 году составила 31%. Каких-либо существенных объемов в Азию не продавалось. В выручке ММК Европа составляла 7%, Азия — 4%. Доля Европы в выручке «Металлоинвеста» составляла 29,3%, азиатского рынка — 8,5%.

В то же время «Распадская» («дочка» Evraz) получала от продаж в Европу 11%, в Азиатско-Тихоокеанский регион — 32%. У «Мечела» на Европу приходилось лишь 13% выручки добывающего сегмента, на Китай — 38%, другие азиатские страны — еще 18%. В выручке металлургического сегмента компании доля Европы была 18%, Азии — 2%.

Какие перспективы у сталелитейщиков в Азии

Китайский рынок огромен, на него приходится более 50% общемирового потребления многих сырьевых товаров, таких как сталь, никель, медь, говорится в отчете инвесткомпании «Атон», поступившем в РБК. Но в Китае мощное собственное производство, поэтому на импорт приходится лишь 25% потребления. По мнению аналитиков, это ограничивает возможности замещения российскими товарами импорта из других стран. Переориентация российского экспорта с «недружественных стран» (Европа и США, которые ввели санкции против России) на Китай может оказаться труднее, чем кажется на первый взгляд, говорится в отчете.

Спотовые цены на сталь на рынке Китая составляют $809 за тонну горячекатаного проката, что вдвое ниже, чем в Европе ($1577) и на 23% меньше котировок с поставкой в портах Черного моря ($1050), отмечают эксперты. Поэтому направление поставок в Китай не сулит российским производителям существенных экономических выгод.

Еще не факт, что Китай будет основной площадкой для российского проката, уходящего с европейского рынка, признает Красноженов. По его мнению, компаниям из России скорее придется конкурировать с китайскими производителями в других странах и территориях — в Малайзии, Вьетнаме, на Тайване, Филиппинах и в Индонезии. К тому же можно сократить долю проката и увеличить экспорт полуфабрикатов для его производства — слябов, добавляет эксперт.

С учетом текущих высоких цен пространство для маневра очень большое: цены на стальную продукцию, руду и уголь до сих пор на исторических максимумах и их снижение не ожидается, заключает Красноженов.

Перспективы увеличения поставок российской железной руды в Азию лучше, чем стальной продукции, отмечают аналитики «Атона». Китай импортирует это сырье в колоссальных объемах — более 1,1 млрд т в год — и легко может абсорбировать объемы из России. Уголь, который шел на Европу, также будет легко перебросить в Азию, так как российские «Мечел» и «Распадская» уже являются там поставщиками, считает Красноженов. РБК направил запрос в пресс-службы «Мечела» и «Распадской».

Как быть с доставкой

По расчетам ассоциации «Русская сталь», при переориентации на Восток расстояние доставки грузов увеличится более чем в три раза — с 2,3 тыс. до 7,9 тыс. км. Это приведет к дополнительным расходам компаний в 17 млрд руб. в год, говорится в письме Мордашова Белоусову.

Кроме того, это потребует роста затрат на фрахт — уже сейчас его стоимость в морские порты Турции выросла более чем в 2,5 раза, в морские порты Китая — в четыре раза, добавляет владелец «Северстали».

Стоимость транспортировки на настоящий момент подскочила на фоне ограниченного доступа к портам и резкого ослабления рубля, указывают аналитики «Атона». По словам Красноженова, для переориентации поставок в Азию компании будут активнее использовать порты Дальнего Востока и Каспийского моря.

Основные сложности связаны с экспортной логистикой: дефицитом порожнего железнодорожного парка и крупнотоннажного флота, ростом ставок фрахта морских судов, говорит представитель «Металлоинвеста». Компания принимает меры для восстановления экспортных объемов, рассматриваются все возможные направления перераспределения потоков, включая Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии. Для нее не будет сложно перенаправить свои европейские поставки в Азию, считает Красноженов. Железорудное сырье с высоким содержание железа (окатыши) — продукт, востребованный в Китае, говорит он.

Часть российских компаний стремится сменить вектор и активно развивает сотрудничество с китайскими партнерами — в связи с этим на экспортно-импортные перевозки по маршруту Россия — Китай количество заявок возросло и в настоящее время практически в два раза превышает возможности инфраструктуры, сообщила 30 марта «дочка» РЖД — «РЖД Логистика».

РЖД «сделают все возможное, чтобы обеспечить перевозку максимального объема груза отечественных производителей», говорит представитель компании. Однако по установленным правилам приоритет в согласовании заявок отдается перевозкам грузов во внутрироссийском сообщении, сырью для непрерывных производств и товарам высокого передела, напоминает он.

В 2021 году в восточном направлении по сети РЖД на экспорт было отправлено 5,5 млн т черных металлов (на 16% меньше, чем в 2020 году) и 4,5 млн т железной руды (-2%). Учитывая повышенный спрос к перевозкам в восточном направлении, БАМ и Транссиб работают на пределе своих возможностей, говорит представитель РЖД. Для расширения экспортных возможностей РЖД ведут переговоры с «Китайскими железными дорогами» по дополнительной передаче грузовых поездов, добавляет он.

Представитель РЖД отдельно отмечает, что есть возможность увеличения перевозки грузов по альтернативным направлениям, где инфраструктура недозагружена. Например, по транспортному коридору Север — Юг: через погранпереход Самур в Азербайджан и через Азербайджан либо через порты Каспия».

Надежда Синцова

По материалам: “РБК”

Ранее

Залоговые квартиры

Далее

Временная лазейка

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru