Органическая продукция в России попала под защиту закона об органическом производстве, который действует уже второй год.
А вот продукты со словами «эко» и «био» на этикетках до сих пор ничем не защищены, а маркировка эта не подкрепляется никакими доказательствами чистоты и подлинности таких товаров. Нужен закон, который бы дал равные права этим терминам.
На наше потребительское поведение влияют маркетинговые ходы, в том числе маркировка продукции. А покупатель все больше задумывается об экологии и своем здоровье. Большое внимание уделяется культуре потребления. Вот почему потребители с повышенным интересом относятся к товарам, помеченным «эко», «био» или «органик». Эти надписи, по идее, должны говорить о том, что само производство проходит без рисков ущерба для окружающей среды и для здоровья человека, а продукт – натуральный и полезный.
Но на самом деле потребитель в России никак не защищен от фальшивки под маркировкой «эко» и «био». Органическая продукция у нас поддерживается на законодательном уровне, с момента принятия в 2020 году закона об органическом производстве, и если раньше и товар с маркировкой «органик» подделывали, то теперь есть критерии отслеживания качества и подлинности органического продукта, а производители занесены в реестр Минсельхоза РФ. А вот продукция с надписями «эко» и «био» – это каждый раз риск для покупателя, потому что никаких доказательств их настоящей «экологичности» нет.
Наша редакция обратилась за комментариями в Роскачество, и получила подтверждение: «Закон никак не регулирует способные ввести в заблуждение надписи «био», «эко», «фермерский» и другие красивые слова, которые используют недобросовестные производители. Производство и реализация продукции с маркировкой «эко» и «био» не имеют ничего общего с производством настоящей органической продукции, и нельзя точно убедиться, является продукт с такими маркировками экологически чистым или нет». А ведь важно «не дискредитировать честную органическую и «зеленую» продукцию», подчеркивают в Роскачестве.
Как считают эксперты потребительского рынка и сами добросовестные производители, био- и экопродукция и производство такого товара должны проходить сертификацию у органических сертификаторов и получать органический сертификат наравне с органиками. В Европе термины «органик», «эко» и «био» считаются равнозначными, производители таких товаров и сама продукция проходят сертификацию. В России же такого законодательного уравновешивания данных терминов с маркировкой «органик» пока нет. Глава Роскачества Максим Протасов отмечал, что в России обозначения «эко» и «био» никак не регламентируются и по сути являются лишь «маркетинговым приемом».
Как нам сообщили в Роскачестве, это ведомство в 2021 году выдвинула инициативу сделать упомянутые термины «эко», «био» и «органик» равнозначными, и эта идея была поддержана Советом Федерации. «На данный момент ведется работа по внесению изменений в основной закон по органической продукции, предусматривающие эквивалентность терминов органический, экологический и биологический», – утверждают в Роскачестве. В ведомстве сообщили, что обсуждали этот вопрос и с коллегами из Союза органического земледелия (СОЗ). И действительно, еще несколько лет назад Сергей Коршунов, глава СОЗ, предлагал подвести под маркировку «эко» и «био» некую регламентирующую базу. И что же мы видим? Ничего не происходит. Получается, что пока все только на словах, а сама проблема с места не сдвинулась. Возможно, к решению этой проблемы стоит подключиться и другим активным игрокам органического сектора. Например, есть Национальный органический союз (НОС) под руководством Олега Мироненко. По данным издания, крупные торговые сети в том числе входят в эту организацию, поэтому, безусловно, и для НОС, и для потребителя важно, чтобы ритейл был огражден от лжепроизводителей, чтобы магазинная полка была защищена от фальсификата, чтобы покупатель не волновался и не сомневался, покупая в магазине продукцию. Но и НОС тоже не решает задачу привести термины «био» и «эко» к эквивалентности с «органик». Все много говорят – и никто ничего не делает. Эксперты, союзы и прочие структуры думают, видимо, больше о своем пиаре, но не о гражданах, покупающих в магазинах продукцию, и не о здоровье россиян.
Хотя и производители органической продукции, и добросовестные производители товаров «эко» и «био», и ритейл хотели бы избавить рынок от гринвошинга – и в этом могут помочь только законодательные изменения, чтобы настоящая продукция «эко» и «био» получила защиту. Но никаких законодательных подвижек нет.
Проблему просто бросили, и она зависла в воздухе, никто не хочет брать на себя ответственность за ситуацию. А в итоге это способствует одурачиванию населения. Ведь до тех пор, пока не появится закон, который бы урегулировал в правах термины «эко», «био» и «органик», потребители будут раз за разом оказываться в положении обманутых, доверяя словам на упаковке, но не имея никаких законных подтверждений этим фразам.
Евгений Смирнов