Спрос на палладий в 2022 году увеличится на 3%, до 10,3 млн унций из-за частичного восстановления автосектора, считают эксперты «Норникеля»
Мировой рынок металла будет близок к балансу спроса и предложения с небольшим дефицитом в 100 тыс. унций, считают эксперты «Норникеля». Спрос на палладий в 2022 году увеличится на 3%, до 10,3 млн унций из-за частичного восстановления автосектора. Между тем никель и платину ждет профицит, а основная проблема рынка сейчас — это логистика.
«Рынок металлов платиновой группы в начале 2022 года испытал на себе эффект от непредсказуемых событий, “черных лебедей”, которыми стали резкий рост геополитической напряженности и экономические санкции», — отмечают эксперты «Норникеля» в своем обзоре. Поэтому перспективы поставок из России и восстановление автосектора — основного потребителя металлов — «на сегодняшний день туманны». Между тем эпидемия коронавируса все еще не ушла и продолжает негативно сказываться на рынке, в частности китайском, напоминают аналитики. Они полагают, что все это может отложить восстановление рынка микросхем до как минимум 2023 года, что подорвет мировое автомобильное производство.
Эксперты «Норникеля» снизили прогноз производства легковых автомобилей по всему миру до 80 млн штук в 2022-м и 91 млн штук в 2023-м по сравнению с ноябрьским прогнозом (86 млн и 93 млн штук соответственно.
В связи с этим в 2022 году может снизиться спрос на палладий до 570 тыс. унций, на платину — на 170 тыс. унций, а в 2023 году — на 370 тыс. унций по палладию и на 120 тыс. унций по платине.
Сбалансированный палладий
В этом году мировой спрос на палладий вырастет на 3%, до 10,3 млн унций. Поддержку металлу окажет восстановление автомобильного сектора. Аналитики отмечают, что на рынке окажется немного больше палладия за счет восстановления производства «Норникелем» после прошлогодних аварий. В результате рынок этого металла в 2022-м будет близок к балансу — дефицит составит 0,1 млн унций, или около 3 тонн.
«В 2023 году рынок палладия, по нашим прогнозам, останется сбалансированным, так как восстановление спроса со стороны автомобильной промышленности будет в основном компенсировано ростом предложения вторичного металла», — объяснили эксперты.
Неопределенности для потребителей прибавляют риски, связанные с экспортом палладия из России. Они же способствуют росту волатильности цен, утверждают эксперты. При этом «Норникель» подтверждает производственный прогноз на 2022 год и продолжает поставлять металлы в соответствии с контрактными обязательствами, несмотря на сложности в логистике из-за ограниченной доступности международных авиаперевозок, поскольку российское правительство не ввело никаких ограничений на экспорт этих металлов из страны, говорится в обзоре.
Между тем решение Лондонского рынка платины и палладия (LPPM) об отзыве статуса «надежная поставка» у двух российских аффинажных заводов (Красноярского завода цветных металлов им. В. Н. Гулидова, «Красцветмтет», и Приокского завода цветных металлов), а также ввод Великобританией 35%-й импортной пошлины на российские платиноиды не отразилось на «Норникеле». Аналитики отметили, что ГМК всегда ориентировался на продажи клиентам, а не на лондонский ОТС. Более того, импорт в Великобританию незначителен (31 тыс. унций палладия и 5 тыс. унций платины в 2021-м).
Экологичная платина
В этом году рынок платины останется в профиците в размере 900 тыс. унций. В 2023-м показатель сократится до 600 тыс. унций за счет восстановления спроса со стороны автомобильной промышленности.
Эксперты считают, что спрос на платину со стороны автопроизводителей в 2022-м будет стагнировать, поскольку частичное восстановление мирового автосектора компенсирует снижение потребления в Китае. Аналитики ожидают, что Пекин оптимизирует загрузку металла в автокатализаторы после сильного роста в 2021 году.
Отрицательно на платиновый спрос влияет снижение доли дизельных автомобилей в Европе, упавшей на 5 п. п. в 2022 году в сравнении с 2021-м и достигшей 16%. «Ожидается, что водородная экономика создаст значительный дополнительный спрос на платину, однако потребуется еще как минимум пять лет, прежде чем эта отрасль станет крупным потребителем платины», — уточнили эксперты. Между тем процесс может ускориться, поскольку Европа сейчас заняла более агрессивную позицию на пути перехода к безуглеродной экономике.
«Предпосылки для исполнения прогноза существуют», — отметил промышленный эксперт Леонид Хазанов. Он выделил несколько факторов, влияющих на рынок платины и палладия:
- Падение спроса на ювелирные украшения в Европе и США, «где уже ощутили негативное влияние собственной санкционной политики».
- Буксование глобального автопрома из-за нехватки микрочипов, что отправляет заводы в простой. «Если конвейер стоит, спрос на катализаторы из платины и палладия падает, что приведет к профициту металлов», — объяснил эксперт.
- Сложности на нефтяном рынке. Если ЕС введет эмбарго на российскую нефть, Европе придется перестраивать нефтеперерабатывающие заводы. Пока они будут модернизироваться, спрос на катализаторы для нефтехимии тоже может упасть, отметил Хазанов.
Профицитный никель
Рост спроса на рафинированный никель в 2022 году замедлится до +11% и составит 3,17 млн тонн (в 2021-м году показатель вырос на 17%). «Такой сценарий отражает текущую ценовую конъюнктуру, высокую инфляцию в ведущих экономиках мира и неопределенность глобального макроэкономического прогноза», — отметили эксперты.
В следующем году эксперты ждут профицита рынка никеля до порядка 100 тыс. тонн сконцентрированного в сфере низкосортного металла благодаря вводу новых мощностей по производству чернового ферроникеля в Индонезии. Кроме того, профицит повлияет на рост производства химсоединений и дальнейшее увеличению выпуска металлического никеля, порошка и ферроникеля.
«Рост предложения никеля будет связан с производством никелевого чугуна, который учитывает компания в своих расчетах», — отмечает Хазанов. Он отметил, что никелевый чугун выступает альтернативой никеля при выплавке нержавеющей стали, а его производство действительно растет.
«Сложная» доставка — высокие цены
Главный вопрос для рынка металлов сейчас — логистика, уверен эксперт. По его словам, у «Норникеля» имеется преимущество в виде собственных кораблей. Однако есть нюанс: Европа запретила российским судам заходить в их порты. «Тогда нужно самим выстраивать сложные схемы доставки продукции заказчикам», — говорит Хазанов.
Он добавил, что в случае прекращения поставок взлетят цены. Однако на рынке не только «Норникель» играет большую роль, многое зависит от действий его конкурента — бразильской горнодобывающей компании Vale, имеющей производство в Бразилии и Канаде, а также от состояния сталелитейного рынка и объемов выплавки никелевого чугуна.
Алина Чупанова
По материалам: “Компания”