Или надо пересматривать ставки, или перестать требовать «сверх»
Нашумевший законопроект о повышении зарплат учителям отклонили в Госдуме. Профильные комитеты и кабмин сочли его нереализуемым. Мол, нереально это — учителям платить за работу фантастические два размера МРОТ в качестве базовой ставки. В Свердловской области, например, это будут 32 тысячи рублей на учителя…
На этот закон учителя надеялись давно. Поручения «что-то сделать с учительскими зарплатами» звучали на уровне правительства, Минпросвещения докладывало, что у 75% учителей в регионах доходы ниже прожиточного минимума…
В начале 2021-го из Госдумы сообщали, что комитет по образованию и науке рассматривает два законопроекта. Один об утверждении базовой ставки учителей: она должна стать такой, чтобы гарантированная часть оплаты за минимальную норму учебной нагрузки (18 часов) была не ниже, чем 70% от средней зарплаты по региону.
— Тогда же, год назад, подсчитали — прослезились, — говорит замдиректора школы Виктор Даниловский. — Во-первых, поняли, что в регионах нет единой системы расчета оплаты для учителей. Кто в лес, кто по дрова. Разная тарификация, разная система выплаты стимулирующих, премиальных и проч. И тема тогда заглохла.
И вот сейчас надежды рухнули окончательно. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов назвал внесенный законопроект «нереализуемым на практике». Мол, не прописаны там нормативные механизмы, да и вообще мутная какая-то идея, не согласуется она «с нормами кодекса».
Не одобрили «2 МРОТ» для учителей и в правительстве. Сказали что для реализации законопроекта потребуются дополнительные бюджетные ассигнования — где их взять? «Денег нет, но…» дальше вы знаете. В Совфеде комитет по просвещению также выступил против «непроработанного» закона.
— А только-то и надо, что сделать ставку не 18 часов, чего в принципе не бывает, разве что только у совместителей, а 22-24 часа, и оплату за нее как за 36 часов сейчас, — говорит учитель физики из Королева, Олег. — Но нас, учителей, не спросили… И еще отдельные ставки для педагогов дополнительного образования: разная внеурочка, кружки, продленка. А то от педагогов требуют все больше и больше, а платят за это все меньше.
На нас уже сейчас висят: работа с отсутствующими или надомниками, подготовка к ЕГЭ на высокий балл, участие в конкурсах, классные руководства… Или надо пересматривать оплату труда, или перестать требовать «сверх».
Стимулирующие, подъемные, доплаты за классное руководство — добавки к учительском зарплатам, которые не гарантированы. Школьные, и не только, администрации этим активно пользуются. Вот что на условиях анонимности сообщила «МК» учительница математики Мария из Саратовской области:
— Представьте: 25 июня, воскресенье, мы отдыхаем, только сбросили ЕГЭ. Приходит приказ — утром в 7.45 всем быть на бульваре в белых футболках без логотипов и картинок и в джинсах. Будет городская зарядка. За отказ — УВОЛЬНЕНИЕ! (крупные буквы в приказе). Без всякой оплаты.
— А у нас учителя получили категоричный приказ летом… стеречь водоемы, – добавляет Анна. – Речки и пруды. Мол, места, где купание запрещено, должны патрулировать сотрудники МВД, но их не хватает. А учитель всегда под боком, со своими 56 днями отпуска.
Об интересном нововведении в школе сообщают из Саранска:
— В следующем учебном году директор хочет сделать в школе ШПД (школу полного дня), — рассказывает Елена. — Вроде бы тоже какое-то распоряжение пришло. Но из бюджета денег нет – и тем не менее директор сказала, что продленка будет и учителя должны «впрячься». Надо не только в классе сидеть, водить на обед, гулять, но и делать с детьми домашнее задание. Зарядку еще в перерывах. «За напряженый труд», как она же выразилась, мы получим «сверх» по 5 тысяч рублей.
Следует добавить, что и Мария, и Анна, и Елена в ближайшие дни намерены написать заявления об увольнении — потому что последняя надежда на мало-мальски нормальную жизнь была связана именно с законом о базовой ставке для учителей. А теперь оставаться в школе невозможно — даже при всей их любви к детям…
О причинах отклонения законопроекта о повышении базового уровня оклада труда для учителей «МК» поговорил с первым зампредседателя Комитета по образованию и науке ГД РФ Олегом Смолиным.
— Причина очевидна — государство не хочет тратить деньги на учителей и на образование, — считает Смолин. — Могу добавить, что, по данным ЮНЕСКО, Россия по доле расходов бюджета на образование в 2012 году занимала 98-е место в мире, а в 2018-м — уже 120-е.
Есть данные о том, что самую высокую зарплату в реальном исчислении наши учителя получали именно в 2012 году. С тех пор, с пересчетом на реальную ставку, заработная плата учителей только снижалась. Это первая причина.
А вторая — нежелание парламентского большинства принимать самостоятельные решения. Вот если бы президент дал команду — с восторгом бы приняли. А коль это инициатива Госдумы, двух ее фракций, то с чувством глубокого удовлетворения отклоняют.
Самое печальное заключается в том, что кадровый кризис в большинстве регионов нарастает. Если все продолжится так и дальше, качество образования неизбежно будет снижаться.
И по большому счету это даже не закон про учителей. Это закон про детей и внуков, в том числе и для депутатов. Их дети, правда, в основном учатся в Москве…
Фото: pixabay.com
Станислава Одоевцева
По материалам: “Московский комсомолец”