27 июля ушел из жизни сооснователь компании «Яндекс» Илья Сегалович.
На сайте компании уточнялось, что в последнее время он успешно лечился от рака желудка, но случилось неожиданное обострение болезни. Спустя несколько часов «Яндекс» опроверг свое сообщение о смерти Сегаловича, добавив, что Илья находится в коме на аппарате искусственного жизнеобеспечения, но мозг не проявляет активности.
Странная ирония судьбы: чтобы найти информацию о жизни одного из основателей «Яндекса», я набираю в этой крупнейшей российской поисковой системе его имя – Илья Сегалович…
Друзья со школьной парты
Илья Сегалович родился 13 сентября 1964 года в Горьком (ныне – Нижний Новгород) в семье геологов. Детство провел в Казахстане. Во время учебы в алма-атинской Республиканской физико-математической школе познакомился с Аркадием Воложем, с которым сидел за одной партой.
«Наша парта выдала 50% золотых медалей школы», – вспоминал потом Сегалович.
На олимпиадах по математике ребята всегда побеждали: Волож на республиканских, Сегалович – на всесоюзных. Закончив школу с медалями, в 1981 году они вместе приехали поступать в Московский университет, но – провалились на вступительных экзаменах. Забрав документы из МГУ, Волож поступил на факультет прикладной математики Института нефти и газа, а Сегалович пошел по стопам родителей – успешно сдал экзамены на геофизический факультет Московского геологоразведочного института.
После окончания, в 1986 году Илья по распределению попал во Всероссийский институт минерального сырья, писал там геофизические программы на первом языке программирования высокого уровня «Фортран».
Его друг Аркадий после института поступил в аспирантуру, а вскоре занялся бизнесом. Сначала торговал, а в 1989 году вместе с американцем Робертом Стабблбайном, который учил его английскому, учредил компанию «CompTek», занявшуюся поставками сетевого и телекоммуникационного оборудования.
Помимо торговли компьютерами у математика Воложа был и бизнес «по специальности»: он.
Страна переводила бумажную документацию в цифровую, и математик Волож помимо торговли компьютерами открыл востребованный бизнес «по специальности»: разработка программ поиска в больших массивах русскоязычной текстовой информации.
– А Илюша ходил на работу в государственный НИИ, хотя я его все время в бок пинал: посмотри, вокруг жизнь идет! – вспоминал потом Волож.
В 1991 году, когда Сегалович понял, что советская наука разваливалась, а Волож взамен институтского оклада в пять долларов предложил ему невероятные 30, он согласился перейти в компанию друга.
Еще один индексатор
В 1993 году Сегалович с командой программистов написал очередную версию программы текстового поиска, которую назвали «Яndex». Кстати, слово «яндекс» расшифровывается как yet another indexer – еще один индексатор. Если перевести первую букву «Я» на английский, то получится I – тоже index. Так что «Яндекс» – это не просто набор букв, а набор букв со смыслом.
На самом то деле, www.yandex.ru запустили для демонстрации возможностей технологии Яндекс, о заработках на рекламе тогда никто не думал.
Чтобы продемонстрировать возможности программы, сделали показательный продукт – цифровую Библию с возможностью поиска. После этого появились заказы, что дало возможность подключиться к быстрому Интернету и заняться дальнейшими разработками.
– Залезли в Интернет на пару месяцев, прочитали все, что там было написано, посмотрели на поиск Altavista и поняли, что надо делать вещи для Интернета, — вспоминал Сегалович.
Весь 1996 год параллельно с текущими заказами команда готовилась к запуску собственной поисковой машины в Интернете.
Сравнив свою систему с другими поисковиками, ребята выяснили, что у них технологии лучше. «Яндекс» учитывал морфологию русского языка, в том числе строение слов в их различных грамматических формах, поэтому позволял искать в несколько раз результативнее и точнее. И в 1997 году решились на создание публичной поисковой машины.
Проект оказался таким успешным, что три года спустя, в 2000-м Аркадий Волож и Илья Сегалович создали под него компанию «Яндекс» (до этого «Яндексом» занимался отдел в «CompTek»). Аркадий был генеральным директором, Илья – техническим. К тому времени в компании появился еще один нынешний лидер – вернувшаяся из Америки программист Елена Колмановская, которая сейчас является главным редактором «Яндекса».
«Хотелось бы какого-то чуда»
Бурный рост российского Интернета позволял «Яндексу» практически ежегодно удваивать выручку: $35,6 млн в 2005 году, $72 млн в 2006-м, $167 млн в 2007-м и $300 млн в 2008 году. До 85% выручки «Яндексу» дает контекстная реклама – бизнес-модель, позиции которой не пошатнул даже мировой финансовый кризис.
Для развития нужны деньги, и тогда встал вопрос об инвесторах.
– В конце 2003 года к нам приезжали создатели американского поисковика Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, и у нас почти случилась любовь, – рассказывал Сегалович.
Брин и Пейдж предложили несколько вариантов покупки «Яндекса», переговоры продолжались больше года. Но завершились ничем: основатели «Яндекса», как они сейчас утверждают, поняли, что альянс с Google может иметь только один финал – прекращение существования российской компании. Велись переговоры с Microsoft и Yahoo, которые тоже ничем не закончились.
«Яндекс» по-прежнему удерживает лидирующие позиции на российском рынке поиска – сейчас его доля, по данным Liveinternet, составляет 62%, у ближайшего конкурента Google – 25,6%. Основной статьей доходов»Яндекса» по-прежнему остается контекстная реклама.
Главным полем дальнейшего развития «Яндекса» остается информационно-справочный сектор интернета.
– Мы – про информацию, про явно или неявно заданный вопрос и ответ на него, – говорил Сегалович в интервью журналу «Форбс».
По его мнению, у компании есть огромные возможности роста как на рынке поисковых услуг, так и в плане географической экспансии. Война с Google, которая и в России еще не закончена, может начаться и на других русскоговорящих территориях.
На вопрос, что бы вы хотели изобрести, Сегалович ответил так:
– Хотелось бы какого-то чуда, волшебной палочки, чтобы раз – и система выборов заработала, два – и всех сирот из детских домов забрали бы в семьи. Вот за это изобретение я бы заплатил любые деньги. А что касается моей работы, то все, что я хочу изобрести, я делаю. К сожалению, я не умею изобретать, если на это необходимо потратить три года жизни. Все свои изобретения я делал за год-полтора, максимум – два.
Сироты упомянуты не для красного словца. Илья активно занимался благотворительностью, вместе с женой Марией создал реабилитационный центр «Дети Марии», оказывающий социальную помощь детям-сиротам и детям-инвалидам. По его словам, помощь детям – это единственное, что его интересовало помимо работы в «Яндексе». В семье Сегаловича четверо детей.
Впрочем, в последние годы Илья также активно принимал участие в создании системы прозрачных выборов в России. На президентских выборах он работал наблюдателем и членом комиссий, участвовал в написании приложения для наблюдателей, а его идея про «защищенный бюллетень» победила в конкурсе общественных проектов в конце 2011 года. Также в конце 2012-го Илья Сегалович, по его словам, консультировал выборы в Координационный совет: в тех выборах были реализованы ряд прогрессивных технологических идей. Текущая выборная технология устарела, считает он, она несовершенна и не защищена от недобросовестного использования.
Трудно оценить масштаб и работу этого человека неспециалисту, уж больно специфична среда компьютерщиков. А вот эксперты в области IT-технологий сравнивают его со Стивом Возняком – одним из отцов революции персональных компьютеров, который вместе со Стивом Джобсом основал Apple, и без которого этой компании просто бы не было. И считают, что уход Ильи Сегаловича будет национальной трагедией для России.
Андрей Яковлев