О том, что ждет жителей самого западного областного центра России в ходе новой реформы местного самоуправления, рассуждает председатель городского Совета Калининграда Андрей КРОПОТКИН
В октябре 2003 года был принят Федеральный закон РФ « О принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Прошедшие годы показали, что этот базовый закон нуждается в совершенствовании. В Государственной Думе уже прошел первое чтение новый 131 –й Федеральный Закон и 20 мая должны пройти еще два чтения. Законом будет определен круг городов, в которых будут изменения на уровне местного самоуправления. Если в это число войдет Калининград, и он будет наделён статусом городского округа с внутригородским делением, то уже через полгода начнутся выборы в представительные органы районных муниципальных образований.
– Калининградская областная дума на своём заседании, в случае принятия нового закона, издаёт закон «Об образовании муниципального образования городской округ «Город Калининград» с внутрирайонным делением». На сегодняшний день в Калининграде у нас есть де-юре три городских района, де-факто мы от них ушли. Районы остались только у прокуратуры и у судов. Все остальные структуры работают как единый округ.
На сегодняшний день у нас официально 441 тысяча жителей и где-то 360 тысяч избирателей. Территориально у нас три района. В новом проекте закона никак не отражается, сколько избирателей должно приходиться на депутата. Сейчас на каждого из 27 действующих депутатов приходится от 12 до 15 тысяч избирателей. Я считаю, что для нормальной, конструктивной, плодотворной работы это абсолютно нормально. Депутаты оперативно решают поставленные задачи и проблемы, никаких проволочек не существует.
По новому закону на каждого депутата, ориентировочно, может приходиться по 3 тысячи избирателей, и, значит, в каждом районе будет по 40 депутатов, а во всём городе – 120. Далее в каждом районном совете депутатов состоятся выборы председателя – главы района. Например, районное муниципальное образование «Московский» и, соответственно, глава муниципального районного образования «Московский». После этого будет сформирована конкурсная комиссия, которая будет выбирать сити-менеджера данного района.
Таких структур районных администраций будет три, по количеству районов. Дальше эти районные администрации делегируют примерно, я думаю, человек по 8-10 из своего района в городской Совет депутатов. Таким образом, в городском Совете получится 24 – 30 депутатов.
На общем собрании эти депутаты выбирают председателя городского Совета депутатов – главу городского округа с сегодняшними полномочиями представительной власти.
Далее, определённое количество депутатов городского Совета, например 5-6 человек, и такое же количество представителей со стороны правительства Калининградской области входят в комиссию по выбору сити-менеджера. Они рассматривают документы, направляют решение в городской Совет депутатов, где путем тайного голосования депутатами избирается сити-менеджер. После этого итоговое решение принимается губернатором.
У каждой из этих трех районных администраций и одной городской будут свои полномочия, свой аппарат. Будет создана отдельная юридическая структура управления района, естественно, со своим бюджетом и своими затратами. Сейчас трудно сказать, насколько раздуется аппарат.
У каждого депутата есть помощник, вот вам ещё 120 помощников. И всем надо где-то сидеть, вести приём жителей. Это расходы на услуги ЖКХ, канцелярию, орг. технику, помещения и наверняка зарплату. Что касается функций – здесь вопрос сложнее. Скорее всего, у районов будет процесс согласования и градорегулирования земельных отношений, общение с гражданами, формирование бюджета и контроль за его исполнением. Такие же вопросы, как транспорт, образование, чистота, тепло-, водо-, электроснабжение и прочее, – это всё останется городской прерогативой.
Что мы получаем в итоге:
1. Пересмотр существующих избирательных округов. Для того чтобы провести новые выборы, надо пересматривать нынешние округа. Их сегодня 27, нужно полностью их перекроить в 120.
2. Необходимо опять создать три администрации, определить им полномочия, создать им свои бюджеты. На мой взгляд, это невозможно без какого-то временного периода. У нас уже свёрстан бюджет на 2014 год. Определены плановые направления, есть плановый бюджет на 2015-2016 гг., есть ряд программ до 2016 года. Все полетит и вся работа встанет. Помимо всего начнутся бюрократические проволочки, каждый будет тянуть одеяло на себя – и вследствие чего всё это скажется на работе. Появится забюрократизированность, перекладывание полномочий и ответственности.
Можно разобрать систему управления городом на примере бизнес-структуры. Для эффективного управления нельзя раздувать штат. Например, в компании работает 100 человек. Для оптимального управления достаточно 5-6 управленцев. И если применить новый закон к этому предприятию, то управленческий штат возрастет примерно раза в 2-3, то есть до 10-15 человек, что приведёт к неминуемому банкротству фирмы, а в случае с городом – застой в его развитии, ведь город у нас небольшой, до 500 тысяч жителей. Для Калининграда эффективно быть одним целым. Внутрирайонное деление рационально и плодотворно для муниципальных образований с населением более 700 тысяч человек, а также для городов с географическими особенностями. Взять, например, Волгоград. Численность населения – более миллиона человек, протяженность города – более 80 километров – логично и разумно, что в нём должны быть районы.
3.Отстранение жителей от прямых выборов мэра. На мой взгляд, это самое важное и печальное. А мэр это тот человек, которому горожане должны доверять, это тот человек, которого они должны знать что он может решить проблему жителей своего города. Мэр – это тот человек, который, в конце концов, несёт персональную ответственность за город. Ему доверяют город, управление, будущее своих детей.
И наш менталитет особый, калининградцы считают себя очень вольными и свободными. Мы не должны этим пренебрегать, мы должны, наоборот, поддерживать и развивать эти институты демократии. Жители должны сами принимать решение, нести за него ответственность и гордиться этим. Я считаю, что выборы мэра должны производиться путем волеизъявления жителей города. Пусть калининградцы сами выбирают главу города, зачем нам плодить бюрократию? В любом принятом решении должно быть взвешенное и разумное зерно. Решение можно принять любое, время и жизнь покажут его правильность, но хотелось, чтобы мы не возвращались к предыдущим ошибкам. Мы уже проходили схему управления с сити-менеджером и сами знаем, что получилось в итоге. Практически не было продуктивного взаимодействия между администрацией и депутатами. Исполнительная власть не слышала о нуждах жителей, вследствие чего было слабое развитие территории, должным образом не решались важные проблемы жизнеобеспечения города. Это не конструктивно и, самое главное, противоречит нашей общей цели – развитию города и благополучию горожан.
Действующая система управления городом абсолютно логична, оправданна и эффективна. Есть результаты, наш город стал дважды подряд лучшим городом России. Все наши соседи, приезжая к нам в гости, видят изменения и не скрывают своего восхищения. Они удивлены, как за столь короткий срок произошло столько качественных изменений. Это говорит о том, что управление выбрано правильно и действующая стратегия ухода от районов в одну администрацию полностью себя оправдывает. В том же Гданьске, с которым мы так часто сравниваем Калининград, такая же схема управления городом, как и у нас. При населении в 457 тысяч человек там 30 депутатов и отсутствие деления города на районы.
Мы хотим видеть наш город дееспособным, активным, конкурентоспособным, быстрорастущим, благоустроенным, умным и современным. Хотим, чтобы этим же чувством прониклись и депутаты, которые будут голосовать 20 мая за новый Федеральный Закон.
Арсений СПИРИДОНОВ
Фото: gorodkanta.ru