Что известно о “прыгающих” бомбах, которые США хотят передать Киеву для удара по России
Предложение передать ВСУ современные вооружения ещё обсуждается, но эксперты уже отмечают ряд спорных моментов, которые предстоит изучить.
Ракеты от “Боинга”
28 ноября агентство Reuters сообщило, что Пентагон рассматривает предложение компании Boeing о поставке Украине комплексов GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb), способных поражать цели на расстоянии до 150 километров. Если поставки одобрят, то оружие приедет на Украину уже весной 2023 года.
Известно, что Ground-Launched Small Diameter Bomb (дословно — “бомба малого диаметра для запуска с земли”) — это совместный проект американской компании Boeing и шведской Saab, “подарившей” Украине гранатомёты NLAW. За основу комплекса взята авиабомба GBU-39B SDB и двигательный отсек от американской ракеты М26. В качестве пусковой платформы используются РСЗО M270 MLRS и M142 HIMARS, поставленные ВСУ несколько месяцев назад.
По своей сути это авиабомба с установленным в ней реактивным ускорителем и специальным комплектом “крыльев” для высокоточной стрельбы. Создать это оружие США и Швецию вынудило активное развитие систем ПВО, из-за которого истребители и бомбардировщики постепенно перестали подлетать на необходимое для выстрела расстояние. Чтобы США и их союзники имели возможность наносить удары по определённым объектам, была придумана “комбинированная ударная система” из авиабомбы и реактивного ускорителя. За эту особенность бомбу прозвали jumping ball (“прыгающий мяч”): при подлёте к цели она меняет высоту и направление, как бы прыгая по траектории.
Сколько на Украине реактивных систем залпового огня
К поставкам таких боеприпасов США и Швеция пришли не от хорошей жизни. Средняя стоимость полного залпа РСЗО HIMARS в 2022 году оценивалась на уровне одного миллиона долларов. С одной стороны, для производителя сплошная выгода: чем больше дорогостоящих систем будет применено, тем больше компания заработает. С другой — производство этих ракет оказалось на грани срыва из-за поставок на Украину.
США уже отправили значительное количество запасов этих ракет из арсеналов армии, и быстро пополнить запасы новыми боеприпасами оказалось чрезвычайно тяжело. При этом низкая стоимость новой “прыгающей” бомбы с двигателем от неуправляемой ракеты M26 в действительности может оказаться выше, чем у оригинальной ракеты. Стоимость бомбы GBU-39 варьируется от 40 до 70 тысяч долларов за единицу. Ракетная часть с ускорителем калибра 227 мм обойдётся ещё примерно в 150–200 тысяч долларов за единицу. В пусковом пакете HIMARS шесть таких ракет, что означает одно: ниже стоимость запуска не станет, а вот подорожать вполне может.
Планирующий боевой блок с бомбой GBU-39 давно известен российским военным. По некоторым данным, информация о нём появилась в профильных ведомствах ещё в середине нулевых. Боевое применение M142 HIMARS со стороны ВСУ на Украине показало, что американские ракетные комплексы много лет переоценивали: считалось, что перехватить их невозможно, однако на деле всё оказалось ровно наоборот. По некоторым данным, ракеты HIMARS, летящие со скоростью в 2М (2500 км/ч), успешно перехватывают даже ЗРК малой дальности — “Тор” и “Панцирь”.
GBU-39 летят к цели по похожей траектории, однако при запуске на максимальное расстояние ракета быстро теряет скорость — и от 2М (2500 км/ч) при входе в зону работы ПВО остаётся чуть больше половины. Основную часть информации об этой бомбе, по некоторым данным, удалось получить ещё в Сирии. Там же были сделаны основные выводы: бомба плохо слушается системы управления, если сигнал GPS подавляется, а функция “доворота” для оптимального угла атаки работает лишь в том случае, когда все остальные системы исправны.
Известно, что всего Киев получил 16 РСЗО HIMARS от Вашингтона. Кроме того, на Украину отправлено не менее трёх аналогичных установок M270 от Великобритании, а в статусе ожидания отгрузки в октябре 2022 года находилось ещё не менее трёх таких комплексов. Точное количество GBU-39, находящихся на складах в США, неизвестно. По некоторым данным, США и Швеция остановили производство этих боеприпасов сразу после первых испытаний в Сирии, по другим — управляемых бомб малого диаметра успели произвести около 15 тысяч штук.
В последний пункт уже вцепились украинские блогеры и зарубежные эксперты, сообщившие в комментариях об эффективности этого оружия. Единственная загвоздка состоит в том, что без ракеты и разгонного блока бомба GBU-39 не сможет полететь. Чтобы оперативно снабдить ВСУ разгонными блоками для планирующих авиабомб, нужно либо разобрать ракеты M142 HIMARS, либо наладить производство новых ускорителей. Справиться хотя бы с одной задачей — риск. В первом случае США ещё больше усугубят дефицит высокоточных систем в американской армии, а во втором — упрутся во временной горизонт, поскольку на производство ракет калибра 227 мм требуется не один месяц.
С учётом того, что в перспективе эти боеприпасы придётся поставлять, хранить и перемещать по территории Украины, возникает вопрос об их целевом использовании. Опыт обращения с серьёзным вооружением, например американскими ПТРК Javelin, показал, что украинские военные с трудом представляют, сколько тонкостей нужно учитывать при использовании оружия из США.
Фото: pixabay
Сергей Андреев
По материалам: “Life”