Массмаркет победил мягкое золото России

“Санкции стран Запада могут дать толчок развитию внутреннего рынка пушнины”

Из-за падения доходов и возникших у фабрик трудностей c завозом импортного сырья для производства меховых изделий покупатели, предпочитавшие одежду класса люкс, перешли на более дешёвую и функциональную, а также на хорошо разрекламированные и зачастую сшитые за рубежом пуховики, куртки, экошубы. Перспективы отечественных производителей пушнины, по которым ударили санкции Запада, в 2023 году туманны.

Агрессивная реклама экомеха задавила русскую шубу

По данным опроса компании NielsenIQ, в июле – сентябре этого года 71 процент жителей РФ экономили на покупке одежды. А в декабре нехватка импортного сырья и сокращение доходов россиян вынудили одного из крупнейших отечественных продавцов одежды из натурального меха – торговую сеть «Снежная Королева» – почти в 30 процентах своих магазинов снизить предложение изделий из норки. В основном производители жалуются на удорожание сырья из-за нарушенной логистики, что повышает оптовые цены на шубы. В консалтинговом агентстве Fashion Consulting Group прогнозируют сокращение спроса на шубы на 25 процентов: потребители всё чаще выбирают функциональную одежду из современных материалов и переходят на более дешёвые зимние вещи: куртки и пуховики, изделия из экомеха, утеплённые пальто.

Стоимость норковой шубы в Москве сегодня составляет около 100–120 тыс. рублей, отмечает главный редактор журнала Fashion Fur & Leather Александр Макуха. При этом на ведущей онлайн-платформе для шопинга в РФ Lamoda мужской пуховик можно заказать за 5195 рублей, женский – за 1199 рублей. Цены на аналогичные изделия для мужчин в интернет-магазине Wildberries стартуют от 2031 рубля, для женщин – от 1369 рублей. В lady & gentleman CITY стоимость мужского пуховика составляет от 8975 до 65 500 рублей, женского – от 6575 до 74 000 рублей.

На популярность быстрой моды работает не только более комфортная цена, но и индустрия рекламы.

– Отказа от меха в полном объёме не происходит. Сильно снизилась торговля, поэтому покупают пуховики, пальто, экомех, – поделился с «Октагоном» Александр Макуха.

«Нужно обратить внимание на то, что термин “экомех”, мягко говоря, лживый. Это маркетинг. Самый экологичный материал – это натуральные изделия. Западные производители искусственного меха сделали ставку на молодое поколение и через массмедиа и соцсети задавили нашу меховую индустрию». – Александр Макуха, главный редактор журнала Fashion Fur & Leather.

По данным системы маркировки «Честный ЗНАК», в 2021 году россияне потратили на шубы около 40 млрд рублей, приобретя 625 тыс. изделий, что на 40 процентов меньше, чем в 2019 году. Это отражается в статистике сервиса «Контур.Фокус»: по виду деятельности ОКВЭД «Торговля розничная изделиями из меха в специализированных магазинах» лишь 3,5 тыс. организаций отрасли, то есть 11,5 процента, имели прибыль по итогам прошлого года. А чистый убыток аукционной компании «Союзпушнина» составил 1,3 млрд рублей при выручке 151,5 млн рублей. Напряжённая ситуация в отрасли в новом году сохранится, считают в «Русьпушнине», которая занимаемся преимущественно реализацией шкурок дикого соболя.

– Перспективы 2023 года туманны в первую очередь из-за введения очередного пакета санкций Евросоюза, запрещающего ввозить на его территорию отечественные сырые шкурки (Некоторое количество российской пушнины продавалось на пушно-меховом аукционе в Финляндии. – τ.). Важно отметить: обычно покупатели из Европы приобретают на аукционе в процентном отношении заметно больше, чем покупатели из России или Азии. Это крупные производители, различные ателье, а также выделки. Санкции ЕС осложняют это сотрудничество, – объяснил текущее положение дел представитель компании «Русьпушнина» Артём Сотников.

Мягкое золото России против Gucci и Prada

Большинство аналитиков позитивно восприняли приостановку деятельности в РФ после 24 февраля около 50 иностранных фешен-брендов и ряда поставщиков (хотя санкции со стороны Запада не ограничивали импорт одежды). Решение освободило около 20 процентов площадей торговых центров, а отечественные компании и оставшиеся ретейлеры зарубежных марок адаптировались к новым условиям. Более того, Россия намерена сотрудничать с иранскими, турецкими, индийскими, китайскими производителями для замены западных брендов.

В первом полугодии текущего года большой подъём ощутил владелец торговой сети lady & gentleman CITY «Трейд Менеджмент» – крупный дистрибьютор европейских марок и хозяин сети мультибрендовых магазинов. Фешен-ретейлер увеличил свои финансовые показатели по сравнению с шестью месяцами 2021 года, расширил ассортимент и открыл новые корнеры. Один из руководителей компании Игорь Григораш отмечал, что за девять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года посещаемость увеличилась на 7 процентов. Есть успехи и у «Тами и КО» – владельца магазинов Henderson. По итогам полугодия фирма из Химок увеличила выручку на 23 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В магазине одежды отечественных дизайнеров Maker отмечали рост количества запросов на корнеры ещё в прошлом году, а после начала спецоперации он усилился. По словам основательницы магазина Елены Гориной, многие бренды продвигались в заблокированном в настоящее время Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), а теперь ищут аудиторию в офлайне.

Вместе с тем, по данным компании Focus Technologies, в 2022 году посещаемость торговых центров в Москве упала на 17 процентов по сравнению с 2021-м, а если сравнивать с допандемийным 2019-м – на 26 процентов. Всё-таки новые возможности открылись главным образом для продукции из нижнего ценового сегмента: население экономит сбережения. В структуре фешен-ретейла доля массмаркета в первом полугодии выросла с 65 по 72 процентов, а мидл-класс потерял 5 процентных пунктов, опустившись до 20 процентов. Казалось бы, заменить премиум-сегмент Gucci и Prada могут шубы, но этого не происходит.

В пушной отрасли наблюдается нехватка патриотизма

По данным Россельхознадзора, с начала пандемии COVID-19 поставки импортного меха в РФ упали в 2,6 раза, а в 2022 году завоз заграничной норки снизится по сравнению с 2021-м на 20–25 процентов. Альтернативы товару сейчас нет: собственной норки в России мало. Впрочем, производство пушнины снижается повсеместно. В сезоне-2019/2020 в мире изготовили около 40 млн шкурок этого наиболее распространённого вида пушного зверя. По итогам текущего года общий выпуск, как отмечает директор звероводческого хозяйства «Мермерины» Владимир Бозов, прогнозируется на уровне 13 млн, в России – 1,3 млн. Отчасти это связано с грядущим закрытием в течение двух-трёх лет крупнейшей площадки по выращиванию норки и реализации её шкурок Kopenhagen Fur из-за решения правительства Дании уничтожить всё поголовье на территории страны. Такие радикальные меры были приняты из-за мутации коронавируса, поразившего норок в Северной Ютландии, и его опасности для человека. Позже в королевстве признали ошибку, но отрасль от удара не оправилась: в течение последних 20 лет около 40 процентов мирового рынка приходилось на местных звероводов.

Кризис в европейской меховой индустрии спровоцировал дефицит сырья на мировых аукционах и подорожание его на 50–100 процентов. Однако норкой до сих пор торгует крупнейший пушно-меховой аукцион мира Saga Furs (Хельсинки), а шкурки зверька служат основным сырьём для отечественных шуб. Стоимость другого важного представителя семейства куньих – дикого соболя – сегодня ниже доковидного уровня, но выше, чем год назад.

– Средняя цена на нашем аукционе в феврале 2022 года (новый подъём после ковидного спада и перед введением пакетных ограничений для российского бизнеса) – 95 долларов за шкурку. На нашем крайнем аукционе в сентябре 2022 года (уже после введения санкций) она снизилась до 88,2 доллара. Для сравнения: в сентябре 2021 года (в ковидный период) она составляла 74,5 доллара за шкурку. Конечно, на среднюю цену товара влияет и ассортимент, который меняется, но тенденцию можно понять, – пояснили в «Русьпушнине».

Сегодня все три отечественные аукционные компании – «Союзпушнина», «Русский Соболь» и «Русьпушнина» – проводят торги в американских долларах. По мнению независимого эксперта Светланы Лузиной, бывшего главного редактора журнала «Пушные аукционы», им давно следовало переходить на рубли.

– Доллар – валюта недружественной нам страны, а Россия – крупнейший потребитель пушно-меховых изделий. Покупатели из ЕАЭС могут платить в рублях, а остальные – приобретать через наших брокеров. Статус доллара как резервной валюты в РФ утрачен. Заградительного валютного контроля в государстве – эмитенте валюты аукциона быть не должно. Конечно, нужно делать удобнее большинству покупателей. Но на табло аукциона свою валюту можно вывесить, а затем постепенно переходить на рубли. Почему-то датчане могли торговать в кронах, а финны – в евро, – поделилась она с «Октагоном».

Санкции стран Запада могут дать толчок развитию внутреннего рынка пушнины. Однако нужно реформировать отрасль.

«По-настоящему российский меховой рынок восстановится с появлением ассоциации охотников-заготовителей, которая учредит свою, без перекупщиков, аукционную компанию. Она и будет центром развития отрасли». – Светлана Лузина, независимый эксперт, бывший главный редактор журнала «Пушные аукционы».

– Так работали канадские North American Fur Auctions и Fur Harvesters Auction. В любом случае структура по продаже пушнины со своими точками сбора и заготовительными конторами должна быть одной в стране во избежание конкуренции между производителями. Аукцион не должен находиться в собственности отдельных частных лиц не только потому, что охотники не участвуют при этом в распределении прибыли, но и потому, что именно они заинтересованы и в развитии мехового рынка, и в сохранении популяции пушных зверей. Ловцы куньих могут быстро корректировать заготовки в зависимости от спроса и состояния охотничьих ресурсов. В некоторых регионах благодаря охоте живут тысячи российских семей, и не использовать такую ценную продукцию, как пушнина, – верх бесхозяйственности, – отметила Лузина.

Если экоактивисты указывают производителям шуб на убийство животных, то производители мягкого золота напоминают о разрушительной для природы индустрии быстрой моды. Фабрики выпускают огромное количество одежды из низкокачественного полиэстера, который моментально расходится в розничной торговле, оставаясь в употреблении всего несколько месяцев. В результате образуются огромные мусорные свалки.

Фото: pixabay

Александр Колесников

По материалам: “Октагон”

Ранее

Вакцинацию от COVID-19 не включили в оборонный бюджет США

Далее

Собрать и укрепить

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru