Что такое ЕАЭС: попытка воссоздать подобие СССР или альтернатива Евросоюзу?- мнение экспертов.
Россия, Белоруссия и Казахстан 29 мая в Астане подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Свои подписи под документами поставили президенты трех стран – Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. В силу договор вступит с 1 января 2015 года.
«Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов. У стран «тройки» в то же самое время развитая промышленность, индустриальная база, мощный кадровый и культурный потенциал. Географическое положение позволяет создавать транспортные логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения», – заявил Владимир Путин, давая оценку потенциалу новой организации.
Единое экономическое пространство ЕАЭС предполагает формирование так называемых четырех свобод: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. В рамках ЕАЭС планируется реализация единой политики в основных отраслях экономики, в первую очередь в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Участники нового союза подчеркивают, что, таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ с населением 170 миллионов человек, который станет новым мощным центром экономического развития.
Состав участников ЕАЭС – не окончательный. К странам-основательницам ЕАЭС в скором времени собирается присоединится Армения. По крайней мере, подписание договор об этом запланировано на первую половину июня. Кроме того, интерес к новой экономической организации проявляет и Киргизия, которая намерена присоединиться к ЕАЭС до конца нынешнего года. По оценкам аналитиков, возможно участие и других стран. Как подсчитали экономисты, сотрудничество в ЕАЭС должно увеличить доходы каждой из стран-участниц в среднем на 15%.
Что это – попытка воссоздать подобие СССР, хотя бы в урезанном виде?
Однако, по словам участников договора, об этом речи не идет, – сотрудничество ограничивается исключительно экономической взаимодействием.
«Мы ушли от политизации договора, а значит и Союза, весь костяк — чисто экономическое взаимодействие. Благодаря последовательной позиции Казахстана из договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и так далее», – подчеркнул на встрече с журналистами заместитель министра иностранных дел Казахстана Самит Ордабаев.
Идея ЕАЭС была сформулирована Нурсултаном Назарбаевым еще в начале 90- годов.
«Подписание договора о Евразийском экономическом союзе в Астане без преувеличения можно назвать ключевой вехой в постсоветской истории. Спустя 20 лет после провозглашения президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым идеи глубокой интеграции наших стран она приобрела конкретную правовую форму. С учетом непростой ситуации на мировых рынках данное решение, уверен, даст новые возможности для развития в странах Евразийского экономического союза», – заявил журналистам после подписания договора о создании ЕАЭС председатель Госдумы Сергей Нарышкин.
Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков считает, что создание ЕАЭС говорит не только о новом качественном уровне взаимодействия стран-участниц, но и дает определенный посыл странам Запада.
«Как мы помним, в свое время, когда этот процесс только начинался – и начинался при самой активной роли России – не было недостатка в скептических оценках его перспектив. Преобладающая часть скептицизма исходила от Запада. Нам словно внушали, что на экономическую интеграцию способны только страны Запада, но никак не государства постсоветского пространства, и что их единственное предназначение состоит в том, чтобы стать сателлитами западных интеграционных группировок», – сказал депутат, слова которого приводит ria.ru.
«Напомню, что интеграционным процессам в Европе понадобилось более 40 лет, чтобы они привели к формированию современного Европейского союза. Евразийский экономический союз возник за гораздо более короткий срок и, учитывая объективные экономические интересы ряда государств, находящихся на постсоветском пространстве, можно ожидать, что ЕАЭС станет для них серьезным центром притяжения», – считает Пушков.
Так, может быть, ЕАЭС – это подобие или даже альтернатива Евросоюзу?
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов уверен, что это не так.
«На мой взгляд, ЕАЭС не является альтернативой ЕС, по крайней мере, на сегодня. Новый союз решает в первую очередь экономические задачи — создание огромного мощного рынка численностью почти 200 миллионов человек и унификации систем регулирования. Конечно, создание структуры такого масштаба не может не иметь политических последствий: ЕАЭС придется формулировать и выражать свою позицию по актуальным для евразийского пространства вопросам. Но чтобы конкурировать с ЕС, новому образованию придется пройти еще очень большой путь. Что касается появления наднациональных органов власти, то это маловероятно. Есть интересы политических элит Белоруссии, Казахстана и в перспективе Армении. Вряд ли они захотят отказываться от суверенитета», – сказал Орлов «Московскому комсомольцу».
Как считают эксперты, ЕАЭС – это, по сути, модернизация, расширение и углубление Таможенного союза, в котором сотрудничество все тех же России, Белоруссии и Казахстана постоянно натыкалось на бюрократию и слабое взаимодействие между партнерами.
«Продолжается развитие сотрудничества между тремя странами, образовавшими Таможенный союз, – считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. – При этом они постепенно пытаются переводить формат сотрудничества во все более и более тесный. Однако это сотрудничество зажато нормами ВТО, которым российская экономика вынуждена теперь подчиняться и подчинять, в частности, свою таможенную политику. Блок Таможенного союза, несмотря на целый ряд оптимистических заявлений, остается в значительной мере парализованным, поскольку не может реализовать свои возможности по замещению импорта. И подписание новых соглашений здесь ситуацию принципиально не меняют, потому что вопрос должен решаться не только новыми переговорами между тремя странами».
Цели и задачи новой организации прокомментировал РИА «Новости» директор созданного специально для освещения деятельности ЕАЭС мультимедийного сайта – Евразийский коммуникационный центр (ЕКЦ) – Алексей Пилько.
«Евразийский экономический союз нацелен на решение двух больших задач. Во-первых, восстановление экономических связей, утраченных после распада Советского Союза, создание хороших условий для ведения бизнеса в рамках единого экономического пространства и общей таможенной границы. Это будет способствовать экономическому росту и, в конечном итоге, улучшению жизни людей. Во-вторых, создание ЕАЭС, наряду с ростом других центров экономической силы, позволит изменить нынешний, излишне моноцентричный, характер мировой экономики. Евразийский экономический союз – игрок глобального уровня, способный эффективно отстаивать интересы своих членов», – сказал Пилько.
Добавим, что подписанный в Астане договор о создании ЕАЭС состоит из двух частей. В первой описаны цели и задачи новой организации, направленные на евразийскую интеграцию стран – участниц. Во второй части изложены регламенты и механизмы экономического взаимодействия. Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, а постоянное месторасположение финансового регулятора определено в Алма-Ате.
Геннадий Шалаев