Новый закон о занятости должен заработать с 1 января 2024 года
Госдума приняла в первом чтении проект нового закона о занятости, который должен заработать с 1 января 2024 года. Размер пособий по безработице в нем предлагается определять по-новому: максимальный приравнять к МРОТ, а минимальный — к 30% МРОТ. Правда, правительство против такого подхода и настаивает на сохранении за ним права устанавливать размер выплат на каждый год. Этот вопрос еще будет обсуждаться при подготовке документа ко второму чтению.
Законопроект внесла группа депутатов и сенаторов во главе со спикерами обеих палат парламента: он должен заменить собой действующий закон о занятости, который был принят «в другую эпоху, в 1991 году, когда речь шла фактически лишь о помощи хронически безработным», доложил коллегам один из авторов, Андрей Исаев («ЕР»). По его словам, настало время «осовременить» эту часть трудового законодательства, теперь акцент «смещается на оказание помощи активно ищущим работу». Еще одно свидетельство осовременивания — упоминание о таких новых формах занятости, как платформенная занятость и самозанятость: по этим вопросам готовятся отдельные инициативы. Михаил Делягин («СР») в ходе обсуждения напомнил о забастовке владельцев пунктов выдачи онлайн-маркета Wildberries и спросил, сможет ли новый закон о занятости защитить людей, которые работают на больших платформах, от «рабских условий труда». Г-н Исаев увидел в этой истории еще одно доказательство важности узаконивания платформенной занятости.
Потерявший работу, говорится в документе, сможет обращаться в службу занятости и по месту пребывания, а не по месту жительства, как сейчас, причем каждому безработному обещан индивидуальный план решения проблемы. Но одной из главных новаций, безусловно, является изменение способа определения размера пособия по безработице.
Напомним: по действующим правилам размер максимальных и минимальных выплат определяет правительство. В 2023 году максимальное пособие составляет 12 792 рубля, при этом выпускники школ, вузов, индивидуальные предприниматели и самозанятые вправе рассчитывать лишь на минимальное пособие, которое равно 1500 рублям в месяц. 12 792 рубля в месяц — это меньше минимального размера оплаты труда, который на 2023 год равен 16 242 рублям в месяц, и меньше прожиточного минимума трудоспособного россиянина (15 669 рублей в месяц). Авторы проекта нового закона о занятости предложили своего рода революцию: прописать, что максимальное пособие должно быть равно МРОТ, а минимальное — 30% МРОТ. Причем право на максимальное пособие предлагается дать индивидуальным предпринимателям и самозанятым, которые пока могут рассчитывать лишь на минимальное пособие.
Но революция может и не состояться. Г-н Исаев сообщил, что работа над законопроектом шла в сотрудничестве с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Представители сторон в этой комиссии (от правительства — глава Минтруда Антон Котяков, от работодателей — глава РСПП Александр Шохин, от профсоюзов — глава ФНПР Михаил Шмаков) были приглашены на пленарное заседание. «Да, остались противоречия и вопросы, которые надо будет решать», — признал докладчик. Основные направления доработки законопроекта перечислены в постановлении о его принятии. В частности, рекомендуется «дополнительно проработать… порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице, включая определение максимального и минимального размеров пособия по безработице». Выступавший от имени Комитета по труду и социальной политике Михаил Тарасенко («ЕР») объяснил: правительство считает, что размеры максимальной и минимальной величины пособия по безработице должны устанавливаться не законом, а определенным парламентом субъектом с соответствующими полномочиями, и в этой позиции «намек правительства на само правительство более чем прозрачный». Кстати, правительство почему-то вообще не прислало официального отзыва на проект нового закона о занятости, хотя г-н Котяков заверил, что его концепция поддерживается…
Яна Лантратова («СР») обратила внимание на предложенные меры по борьбе с теневой занятостью: одна из них — создание «черного» реестра работодателей, что может, по ее словам, создать коррупционные риски. Если в результате проверок Роструда или правоохранителей выяснится, что трудовые договоры на предприятии не оформляются, при этом обманываются и государство, и работники, ничего страшного в опубличивании подобных данных нет, ответил г-н Исаев.
Олег Леонов («Новые люди») спросил, могут ли пенсионеры воспользоваться региональными программами занятости наравне с подростками 14–18 лет. Г-н Исаев заверил: и подростки, и пенсионеры такими программами воспользоваться смогут. Учащаяся молодежь, в частности, сможет обращаться в службы занятости за помощью в поиске временной работы на время летних каникул.
Фракция «СР» воздержалась от голосования. А глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) предложил голосовать за, потому что даже несовершенный новый закон лучше, чем «оставить все как есть». «Мы не считаем, что это безусловный шедевр», — признал г-н Исаев и пообещал перед вторым чтением «не ритуальную, а серьезную работу».
Фото: Новые Ведомости
Марина Озерова
По материалам: “Московский комсомолец”