Главный носитель американских секретов даст показания немецким депутатам.
Принципиальное решение о встрече с бывшим агентом Агентства национальной безопасности США (NSA) Эдвардом Сноуденом членами комиссии Бундестага по расследованию деятельности спецслужб США в ФРГ было принято ещё в начале мая. Другого вердикта от депутатов сложно было ожидать. Ведь без показаний главного свидетеля под вопрос ставился весь смысл работы парламентской комиссии. Основная проблема однако заключалась в том, где должна пройти эта встреча? Парламентарии от оппозиции настаивали на приглашении Сноудена в Германию, депутаты от правящих партий требовали, чтобы экс-сотрудник NSA был допрошен в России. Между тем, все было понятно, что если бы Сноуден, на которого в США выписан ордер на арест, действительно выехал бы в Германию, то Федеральное правительство оказалось бы перед крайне тяжёлой проблемой, связанной как с союзническими обязательствами перед американцами, так и с гуманитарными вопросами. Загонять сам себе в угол Берлин не собирался: все ведущие немецкие политики в минувшие месяцы неизменно твердили, что приезд Сноудена в ФРГ не возможен. В результате члены комиссии от ХДС/ХСС и СДПГ всё же смогли продавить большинством голосов решение о допросе американца в российской столице.
В понедельник, 9 июня, Федеральный министр юстиции Хайко Маас приветствовал это решение, в очередной раз отвергнув саму идею приглашения в Германию экс-сотрудника спецслужб США. «Качество показаний не зависит от местопребывания свидетеля, иные утверждения я нахожу весьма странными», – заявил Маас, призвав на помощь весь свой юридический опыт. Как отметил политик, ему трудно понять логику развернувшихся в Бундестаге дискуссий о том, в каком месте Сноуден мог бы дать показания. «Почему Сноуден не может повторить в Москве то, что уже давно рассказал? У него есть шанс внести свой вклад в расследование и я уверен в том, что он им воспользуется», – заявил министр.
Между тем, представители оппозиционных Левой партии и «зелёных» подвергли такое решение критике, назвав поездку членов комиссии Бундестага в Москву «пустой тратой денег и времени». Такая позиция, высказанная в частности Хансом-Кристианом Штрёбеле, единственным депутатом, встречавшимся со Сноуденом в Москве, в очередной раз дала повод для спекуляций об истинной цели возможного приезда экс-агента в ФРГ, а именно – о его желании получить политическое убежище в Германии.
Предполагается, что немецкие парламентарии приедут в Москву ещё до ухода Бундестага на летние каникулы. Сам Сноуден давно уже высказал свою готовность ответить на вопросы членов комиссии, а вот мнение российской стороны по поводу проведения такой встречи не до конца ясно. Тем более, что лично президент России менее года назад дал понять, что экс-сотрудник NSA, получив временное убежище в РФ, не намерен своими дальнейшими разоблачениями вредить американской стороне. Правда, это высказывание Владимира Путина было сделано задолго до украинского кризиса и резкого обострения отношений Запада и России.
Как бы то ни было, показания Сноудена действительно могут серьёзно продвинуть работу немецкой парламентской комиссии. Даже несмотря на то, что американские власти утверждают сейчас, что в его распоряжении находятся меньше секретных документов, чем было принято считать ранее. Пока Сноуден передал журналистам около 200 тысяч документов, однако вроде бы у него был доступ ещё к 1,5 миллиона секретных материалов, которые он пока не обнародовал.
Между тем, бывший сотрудник NSA безусловно смог бы помочь в расследовании, который на минувшей неделе начал генеральный прокурор Германии Харальд Ранге, связанном с возможным прослушиванием телефона канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Ведь именно из полученных от Сноудена в октябре прошлого года документов и стало известно о прослушке главы немецкого правительства. Однако генпрокурор уже поспешил заявить, что не собирается допрашивать Сноудена в качестве свидетеля, не уточнив при этом, как будет в таком случае продвигаться следствие. Вообще, дело о прослушке Меркель было открыто в ФРГ 4 июня лишь после мощного и многомесячного давления со стороны парламентской оппозиции, однако перспективы его весьма туманны. Сама Федеральный канцлер никак не прокомментировала начало данного расследования, а Вашингтон уже отреагировал крайне раздражённо.
Владимир ВАСИЛЬЕВ
Собкор. “НВ”
БЕРЛИН
Фото: the-village.ru