Костин «отрекся» от «Яндекса»
Глава ВТБ Андрей Костин предложил передать иностранную долю «Яндекса» под внешнее управление Росимущества по аналогии со схемой, использовавшейся в случае с финской компанией Fortum. На полях Санкт-Петербургского экономического форума банкир заявил, что в сложившейся ситуации считает несправедливым проведение сделки на рыночных условиях. Он также сообщил, что ВТБ не намерен покупать долю в «Яндексе».
Неравное положение
Передать иностранные активы «Яндекса» под внешнее управление Росимущества Костин предложил на полях ПМЭФ. По его словам, на данный момент реструктуризация компании предполагает проведение сделки на рыночных условиях, что противоречит указу президента РФ Владимира Путина, в соответствии с которым зарубежные компании могут продавать свои российские активы лишь с дисконтом в 50%.
«<…> а здесь идет речь о рыночной сделке американским инвесторам», — отметил глава ВТБ. — «Надо по схеме “Фортума” действовать, забрать в управление и вернуть им, когда закончатся санкции. Моя позиция на сегодняшний день».
Предложенный банкиром вариант предполагает передачу иностранных активов «Яндекса» под управление Росимущества, подобно тому, как с 25 апреля ведомству перешли 98,23% акций «Фортума», которыми владеет финская группа Fortum. Мера стала ответом на недружественные действия Запада.
В беседе с журналистами Костин подчеркнул, что условия сделки вызывают у него возмущение. «Почему мы должны покупать? Есть компании типа McDonald’s, которые технологии сюда привели, ноу-хау создали здесь. А эти-то (зарубежные акционеры «Яндекса». — Прим. ред.) вообще на самом деле купили в свое время недорого то, что было создано руками российских же талантливых людей, их же поместили всех под санкции, обобрали их на самом деле и создали такие условия, а сейчас мы им берем и платим», — объяснил причины своего недовольства глава ВТБ.
Он также обратил внимание, что российские инвесторы сейчас не могут распоряжаться иностранными ценными бумагами. При этом, по словам Костина, западные инвесторы в РФ с аналогичными проблемами не сталкиваются.
«Вот у меня только чувство справедливости дальше растет. Еще за три копейки я понимаю купить, а за полную стоимость, я считаю, что сделка плохая. Я считаю, что ее надо торпедировать и не делать», — подчеркнул банкир. По его мнению, нужно дождаться снятия санкций и совершить обмен активами. — «<…> они нам все, а мы им тогда по-честному».
В пресс-службе «Яндекса» заявление главы ВТБ комментировать отказались.
ВТБ вне игры
Чуть позже в кулуарах форума Костин заявил, что ВТБ не планирует участвовать в сделке по покупке доли в «Яндексе». «Если только нам в управление дадут. Тогда поуправляем», — уточнил он.
Глава ВТБ добавил, что банк пока не рассматривает и возможность участия в сделке в качестве кредитора. Костин пояснил, что с подобной просьбой к нему никто не обращался. «По-моему, у всех есть деньги», — заключил банкир.
О намерении выйти из переговоров по участию в консорциуме по покупке доли в «Яндексе» Костин впервые сообщил в начале июня в интервью агентству Reuters. Он пояснил, что первоначально речь шла о более низкой стоимости доли.
При этом еще 23 мая глава ВТБ подтвердил, что банк вошел в состав консорциума инвесторов, планирующих приобрести долю в IT-гиганте. В итоге договориться о стоимости не удалось.
Потенциальные инвесторы, по версии агентства, оценили стоимость 51% доли IT-группы в 7 миллиардов долларов (изначально в 14 миллиардов, но в соответствии с российским законодательством был учтен 50%-ый дисконт). Однако ВТБ подал свою заявку на другом ценовом уровне.
«Рулить “Яндексом” у нас никогда желания не было, а для портфельной инвестиции важно правильно определить цену входа. В сделке сейчас много факторов, один из них — рост цены по сравнению с первоначальной», — сказал агентству глава ВТБ.
Костин добавил, что ВТБ — не единственная компания, которая сочла предлагаемые условия некомфортными. «Я знаю, что уже несколько фамилий, которые там изначально были в претендентах, выбыли из списка. Поэтому там еще ситуация не решена», — подчеркнул банкир.
Конфликт интересов
В случае с «Яндексом» интересы разных сторон могут расходиться, констатировал в разговоре с «Компанией» ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Минфин, например, заинтересован в отчислении 10% от стоимости сделки в бюджет — и чем выше ее цена, тем выше, соответственно, окажется сумма отчислений. ВТБ же заинтересован в приобретении активов как можно дешевле.
С учетом того, что российскую часть холдинга собирается приобрести консорциум миллионеров, было бы интересно узнать, что думает о заявленной цене тот же Алекперов, заметил Абзалов.
Сказать, сколько на самом деле стоит «Яндекс» на этом этапе, достаточно сложно, констатировал собеседник «Компании». В обычных условиях, в полном ее виде компания, разумеется, стоит дороже, и действительно может укладываться в сумму, рассчитанную IT-гигантом, считает он. Но реальная ситуация на рынке, с присутствующими физическими ограничениями, накладывает свой отпечаток на стоимость.
Большое значение имеет ответ на вопрос, что именно останется за российским «Яндексом», добавил Абзалов. «Важно понимать, а что там за форма собственности, что с интеллектуальной собственностью? Насколько программный код, который является крайне значимым с этой точки зрения, остается в периметре российской компании? В чьем периметре сохраняется управление, связанное с искусственным интеллектом и с автономными транспортными средствами? Насколько развод инфраструктуры скажется на капитализации компании?» — говорит политолог.
Реструктуризация активов
Реорганизацию группы «Яндекс» анонсировал в ноябре 2022 года. Отмечалось, что головная структура Yandex N.V. намерена выйти из числа акционеров, а российский бизнес компании перейдет под управление местного менеджмента.
Позже стало известно, что иностранным акционерам Yandex N.V. могут предложить три варианта действий при разделе холдинга. Один из них подразумевает создание основателем «Яндекса» Аркадием Воложем российской структуры, в которой он будет владеть долей в 100%.
Следующим этапом при этом сценарии должна стать продажа 51% активов компании инвесторам. В предварительный список тех, с кем IT-гигант захотел вести переговоры, вошли Владимир Потанин, Вагит Алекперов, Алексей Мордашов, Леонид Михельсон и другие.
Фото: pixabay
Валентина Аверьянова, Лилиана Набиуллина
По материалам: “Компания”