Судьба завода Hyundai в РФ может определиться в сентябре
Минпромторг в сентябре должен дать оценку проекту локализации производства калининградского «Автотора» на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, рассказали источники «Известий». Такой срок установлен поручением президента РФ. Завод простаивает с начала СВО. В августе на него возникло сразу два претендента — автодилер «Авилон» и «Автотор». Последний предложил выпускать там локализованный отечественный двигатель и массовые гибридные автомобили. Hyundai пока также ожидает оценок правительства РФ, так как опасается передачи завода в управление России, отмечает источник.
Обещанного ждут
Правительство и Минпромторг должны в сентябре дать оценку проекту производства на петербургском заводе Hyundai двигателей и гибридных автомобилей, предложенному «Автотором». Такой срок установлен поручением президента РФ Минпромторгу, сообщил источник «Известий» в автопроме и подтвердил собеседник в министерстве.
Заводы компании в Санкт-Петербурге (автомобильный и моторный) находятся в простое с марта 2022 года. До прекращения производства там выпускались модели Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X-Line. Производственная мощность — более 200 тыс. автомобилей в год.
Финальное решение о судьбе завода, конечно, остается за самим Hyundai, подчеркивает один из собеседников. Но корейцы хотят знать, как видит его дальнейшее развитие российское правительство, ведь компания опасается, что «завод может быть просто национализирован» (передан под внешнее управление или продан за символическую сумму. — «Известия»), добавил он.
Например, в июле этого года сенаторы уже выступали с инициативой занять мощности простаивающих моторных заводов для выпуска там газовых двигателей, писали «Известия».
Автоэксперт и автор Telegram-канала «Русский автомобиль» Сергей Цыганов поясняет, что, вероятно, имеется в виду риск передачи актива ВАЗу или подведомственному Минпромторгу институту «НАМИ» за символические суммы. АвтоВАЗ приобрел завод Nissan за €1, сообщал Минпромторг. Завод Renault был передан правительству Москвы практически за рубль, сообщал мэр города Сергей Собянин.
В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что вопросы дальнейшего развития петербургской производственной площадки Hyundai продолжают прорабатываться с учетом позиций всех заинтересованных сторон: рассматриваются различные варианты, итоговых решений на данный момент не принято.
В ведомстве добавили, что оказывают всестороннюю поддержку для скорейшего перезапуска производства на этой площадке, обеспечения максимальной загрузки развитых мощностей и сохранения созданных на предприятии рабочих мест.
«Известия» направили запрос в администрацию президента, а также в российское и корейское представительства Hyundai.
Гибрид и двигатели
«Автотор» в июле направил президенту РФ письмо, в котором предложил локализовать на мощностях Hyundai производство двигателей внутреннего сгорания нового поколения и машин на платформе последовательного гибрида с генерирующей установкой, работающей в том числе на газомоторном топливе, сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом обсуждения этой инициативы.
Сейчас «Автотор» выпускает в Калининграде китайские автомобили: BAIC, Kaiyi и SWM. Предполагается, что с локализацией мощностей в Санкт-Петербурге будет достигнута синергия производств предприятия. Из Калининграда на площадку Hyundai будет возможна поставка электродвигателей, редукторов, силовой электроники, пластиковых компонентов под производство автомобилей в Санкт-Петербурге. Там «Автотор» надеется наладить массовый (100–200 тыс. в год) выпуск последовательного гибрида (с использованием своего электродвигателя), а на моторном предприятии Hyundai WIA — двигателей (ДВС) для дальнейшей их поставки самому «Автотору» и другим автопроизводителям.
Производство в Санкт-Петербурге поможет компании выполнить условия подписанного с правительством специального инвестконтракта: «Автотор» в Калининграде должен локализовать производство электромобилей, затраты по подписанным обязательствам оценивались в 20 млрд рублей. Но в 2022 году компания потеряла своих основных технологических партнеров — Hyundai и Kia.
— Сейчас мы создаем полный цикл производства электродвигателя, начиная от литья, должны выпускать 120 тыс. комплектов электродвигателей в год. Но такая потребность в них была сформулирована до 2022 года и рассчитана под большой объем выпуска корейских автомобилей. Сегодня же продать столько электромобилей невозможно, рынок потребляет 2–3 тыс. новых электрокаров в год, — пояснил «Известиям» топ-менеджер «Автотора».
Отсюда и родилась идея выпускать большим объемом последовательные гибриды: в таком автомобиле ДВС питает батарею, а уже она дает энергию на привод, пояснил собеседник. По его словам, наладить массовый выпуск таких автомобилей на самом «Автоторе» не получится, так как калининградские мощности настроены на сборку разных моделей, каждая объемом 30–40 тыс. машин в год.
Одновременно на площадку Hyundai претендуют структуры российского автодилера «Авилон», знают источники «Известий». Компания «Арт-Финанс» (согласно СПАРК, принадлежит президенту «Авилона» Андрею Павловичу) в мае этого года купила калужский завод ушедшего из России Volkswagen. Производство на нем пока не восстановлено. В компании также не комментировали, что планируют собирать на заводе Hyundai в случае его приобретения.
В пресс-службе «Авилона» отказались от комментариев.
Мнения отрасли
Длительный простой Hyundai связан с тем, что компания на самом деле не хотела бы покидать российский рынок — она мониторит ситуацию и ждет, что будет дальше, считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Сами по себе переговоры с разными потенциальными покупателями — это тоже длительная история. А кому из интересантов продавать или передавать завод — зависит от того, что там планируют дальше выпускать, возможна ли некая унификация производства с тем, что там выпускали ранее, отметил эксперт.
Сценарий той или иной формы передачи активов Hyundai России действительно не исключен, считает независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев. При этом концепция «Автотора» с локализацией на площадке в Санкт-Петербурге пока неясна, отмечает он. Ведь для гибрида всё равно нужна некая своя автомобильная платформа, и самому Hyundai было бы выгоднее договориться о продаже завода, например, с дисконтом, но с условием поставок машкомплектов какой-нибудь своей модели white label — без бренда. На российской площадке ее можно было бы дособирать с учетом оставшихся поставщиков корейской марки и брендировать, считает эксперт.
— Спроса на гибридные автомобили в объеме 100–200 тыс. машин в РФ тоже нет. Стоимость такой модели будет не ниже 2–2,5 млн рублей. Поэтому даже если такую концепцию одобрят, понадобится госпрограмма поддержки их сбыта, — заключает Сергей Бургазлиев.
Завод Hyundai он оценивает в €250–300 млн.
Длительность процесса принятия решения по продаже завода может объясняться еще и тем, что правкомиссия в последнее время чаще всего блокирует сделки стоимостью выше $100 млн, считает автоэксперт, автор Telegram-канала «Русский автомобиль» Сергей Цыганов. Кроме того, как считает эксперт, в РФ отсутствуют реальные покупатели на машиностроительные активы: все желающие хотят получить завод бесплатно, никто не хочет платить рыночную цену.
— Hyundai, может, и готова продать, да некому. А если и есть, то на совсем невыгодных для них условиях, — говорит Сергей Цыганов.
Наиболее вероятный сценарий, по мнению эксперта, — это продажа завода за символическую сумму (€1). При этом неважно, кто купит этот актив, важно то, чтобы сделку разрешили.
Фото: pixabay
Анастасия Львова
По материалам: “Известия”