Интернет-торговля в России бьет рекорды
По итогам II квартала 2023 года обороты российских предприятий малого и среднего бизнеса в сфере интернет-торговли выросли на 63%. Одна из главных причин — бурное развитие и популярность маркетплейсов. В онлайн переходят даже продавцы товаров, которые традиционно приобретались в офлайн-рознице. Как будет развиваться рынок электронной коммерции в ближайшее время, почему потребители отвернулись от физических магазинов и какие товары пока еще не готовы покупать в онлайне, выясняли «Известия».
Уроки пандемии
Интернет-торговля в России восстанавливается рекордными темпами. Как показало совместное исследование банка «Точка», маркетинговой платформы Calltouch и рекрутинговой компании hh.ru, за год обороты компаний из этого сектора выросли на 63%. По прогнозам, к концу года объем продаж в нише электронной коммерции достигнет 7,4 трлн рублей.
Одна из главных причин — бурное развитие маркетплейсов и стремительный рост их популярности. По темпам прироста посетителей торговых онлайн-площадок Россия лидирует в мире. Как показало исследование SimilarWeb, в 2022 году российские онлайн-площадки продемонстрировали наивысший рост посещаемости — плюс 20% по сравнению с 2021 годом.
Изначально толчком для развития онлайн-торговли послужила пандемия. Именно тогда начала формироваться инфраструктура онлайн-продаж. Запуск продаж на онлайн-площадках малый бизнес рассматривал как приоритетный — из-за низкого порога входа.
Новые реалии
Уже по итогам 2022 года более четверти рынка непродовольственного ритейла в России приходилось на e-commerce, а три из четырех онлайн-заказов покупались на маркетплейсах, доля которых в общем объеме торговли выросла еще на 10%.
По данным «ЮKassa» (сервис для приема онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании «ЮMoney»), за первые шесть месяцев 2023 года общее число покупок в интернет-магазинах выросло на 20% по сравнению с предыдущим полугодием. Обороты платежей увеличились на 17%, а покупателей в интернете стало на 6% больше.
— Основная причина таких изменений — глобальная смена покупательских предпочтений. Еще один фактор — легкий выбор самой низкой цены, — указывает Готти Вартанян, сооснователь Topseller, экосистемы IT-решений для управления продажами на маркетплейсах.
Постковидный рост этого сегмента игроки рынка во многом связывают с остановкой трансграничной торговли со стороны западных стран и разрешением параллельного импорта.
— Онлайн-рынок смог быстрее отреагировать на уход из России многих иностранных брендов. Во-первых, предложить на замену товары локальных производителей, а во-вторых, быстрее осуществить поставки с помощью параллельного импорта, тогда как розница пошла по пути временного закрытия торговых точек и перерегистрации бизнеса на открытые в РФ юрлица, — отмечает Готти Вартанян.
Как добавляет Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования «Курьер Сервис Экспресс», в последние полтора года рост онлайн-продаж стал существенно подкрепляться спросом на товары ушедших из России популярных зарубежных брендов. Он начал частично покрываться исключительно в онлайне, в особенности на маркетплейсах.
Еще один фактор роста — развитие локальных брендов. Их представители чаще выходят на маркетплейсы, чтобы получить преимущество перед большими магазинами. Локальные производители таким образом закрывают вопросы логистики и продвижения и фокусируются только на производстве товаров и размещении их на платформе, указывает Игорь Рожков, директор по маркетингу «Мегамаркета».
Вездесущие ПВЗ
Мощный драйвер онлайн-продаж — открытие огромного количества пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в шаговой доступности от дома, в том числе с хорошей зоной покрытия в регионах. Развитие инфраструктуры, расширения географии пунктов выдачи заказов присоединило жителей отдаленных районов страны к аудитории маркетплейсов.
— Для жителей регионов и, например, небольших поселений, где разнообразие всех товарных категорий намного меньше, чем в городах-миллионниках, оформить заказ в ближайший ПВЗ намного проще, чем поехать в другой город за покупками. Сегодня компании активно вливают средства в открытия новых ПВЗ, поэтому этот тренд будет сохраняться, — отмечает Василий Бумагин, основатель сервиса по управлению рекламой на маркетплейсах Market Papa.
На рост онлайн-торговли влияет и смена поколений: в реальный сектор экономики массово пришли миллениалы и зумеры, которым удобнее работать в цифровой среде. Изменилось и восприятие маркетплейсов — сейчас с перекупщиками дешевых китайских товаров их ассоциируют только 13% покупателей.
Что в топе
По данным сервиса Маrket Papa, за последние полгода топ-3 категории товаров по популярности среди потребителей Wildberries составили женские (одежда; более 200 млн продаж за 90 дней), спортивные (спортивный инвентарь; более 78 млн продаж за 90 дней), детские (игрушки, одежда, предметы для ухода за детьми; более 89 млн продаж за 90 дней) товары. Доля трех категорий на маркетплейсе составляет 46%. Эти товарные категории приносят продавцам больше всего выручки.
Как выяснили аналитики сервиса, россияне стали покупать и более непривычные вещи на маркетплейсах. Например, ювелирные изделия (23%), гаджеты (16%), бытовую технику (14%), БАДы (13%), инструменты и товары для ремонта (12%), автотовары (8%).
Монстры офлайна
Самой трансформирующейся категорией товаров эксперты считают продукты питания: именно они создают основной трафик в офлайн-рознице, на них приходится более половины покупок. Однако онлайн-сегмент постепенно прибирает еду себе.
— Этот сектор до конца не освоен. Пока его активно занимают маркетплейсы, а не сами бренды, но рано или поздно последние начнут развивать свою доставку для потребителей. Это будет еще больше разгонять рынок. Сильный толчок мы ждем и от сегмента одежды, так как уход международных брендов освободил емкие ниши для российских компаний, — полагает Алексей Мерзляков, директор по маркетингу DPD в России (сектор FMCG).
Не готова пока полностью переехать на маркетплейсы и мебель.
— Доля онлайн-покупок продолжает расти год к году и сейчас составляет более 30% от всего рынка. Правда, такие покупки чаще всего относятся к среднему ценовому сегменту. Онлайн покупают товары штучные и негабаритные, а если речь идет о мебели по индивидуальным параметрам, то всё еще работает принцип «ищи онлайн, покупай офлайн», — рассказала Екатерина Хворостова, директор по маркетингу мебельной компании Mr.Doors.
Новые горизонты
Эксперты считают, что следующим этапом развития маркетплейсов станет появление профессиональных b2b-площадок.
— Профессиональный сегмент в массовых маркетплейсах представлен пока крайне ограниченно. Сегодня мы видим гонку — тот, кто первый создаст по-настоящему удобную электронную площадку для торговли профессиональным товаром вроде металлообрабатывающего оборудования и других станков, — отмечает Елена Фролова, коммерческий директор Промышленной группы «Векпром».
Тем временем потребительские площадки всё активнее будут осваивать продажу специализированных товаров, которые раньше можно было купить либо в специализированных розничных магазинах, либо напрямую у производителя.
Фото: pixabay
Оксана Белкина
По материалам: “Известия”