Подмосковье пытается выбраться из газовой ловушки
Подмосковье уже несколько лет лидирует по количеству ЧП со взрывами газа в жилых домах. Только за последние 15 месяцев, согласно данным экстренных служб и правоохранительных органов, в Московской области произошла 21 такая авария. Последняя трагедия произошла совсем недавно, 20 сентября, в Балашихе, она унесла жизни 7 человек, а 27 получили ранения.
Эксперты «МК» попробовали разобраться, в чем причина газовых катастроф и как можно их избежать?
Трагедия
В понедельник глава городского округа Балашиха Сергей Юров отчитался губернатору Московской области о том, что было сделано после взрыва газа в жилом доме номер 10 на Октябрьской улице.
20 сентября в панельной девятиэтажке 1979 года постройки в результате взрыва газовоздушной смеси обрушились три этажа, серьезно пострадало около десяти квартир. 170 человек пришлось эвакуировать, им сейчас предоставили места в гостиницах. Но самое страшное, что трагедия унесла жизни семи человек, пятерых жильцов и двоих спасателей, еще 27 жителей получили ранения разной степени тяжести.
Сейчас, по словам Сергея Юрова, Фонд капитального ремонта проводит исследование и анализ состояния дома: уже были проведены осмотр вентиляционных шахт, визуальное обследование подвала, кровли и фундамента. Строители начали замеры для проектирования и подготовили площадку для установки башенного крана.
К сожалению, ЧП в Балашихе, унесшее 7 человеческих жизней, далеко не единичная трагедия, причиной которой стал взрыв бытового газа. Подмосковье вообще лидирует в списке российских регионов, где такие происшествия случаются с удручающей регулярностью — чуть ли не каждый месяц.
По данным МЧС и правоохранительных органов, за последние 15 месяцев в жилых домах Московской области произошел 21 взрыв, или, как их еще называют, хлопок бытового газа, в результате — большое число погибших и пострадавших. Материальные убытки вообще исчисляются миллиардами рублей.
Такое большое количество аварий можно объяснить прежде всего тем, что Московский регион лучше других газифицирован, газ подведен к более чем 2 млн квартир и 22 тыс. нежилых помещений. И хотя договоры на техническое обслуживание газового оборудования заключены с 99,9% жителей многоквартирных домов, тем не менее сотрудники областной прокуратуры неоднократно выявляли случаи, когда жильцы не пускали газовщиков в квартиры для проверки, также были обнаружены нарушения в работе Госжилинспекции, местных властей и специализированных организаций при реализации полномочий в газовой сфере.
Человеческий фактор
Чаще всего, утверждают эксперты, причиной взрыва становятся действия самих жильцов. Люди самостоятельно меняют газовое оборудование, приносят в квартиры газовые баллоны, когда им за неуплату отключают газ, или же самостоятельно пытаются убрать заглушки, которые сотрудники газовых служб ставят должникам. Еще семь процентов происшествий так или иначе связаны с попытками убийства или самоубийства. Например, в Ступине в прошлом году молодой мужчина взорвал пятиэтажку из мести жене. В доме рухнуло три этажа, под завалами погибло 6 человек, включая его семью, хотя сам злодей выжил.
Но если даже исключить такие экстремальные ситуации, то все равно остается достаточно примеров, когда жители обращаются с газом в быту весьма небрежно.
По закону граждане, использующие газовое оборудование (как в частном, так и в многоквартирном доме), обязаны заключать договоры технического обслуживания и допускать к себе домой специалистов соответствующей компании для проведения регулярного осмотра. Это обязательное условие для поставки газа, в противном случае газ должны отключать. Но на практике все оказывается не так просто, как на бумаге. Спросите любого сотрудника управляющей компании или газовой службы, чего им стоит попасть с проверкой в квартиры граждан, и вы услышите такие истории, которым позавидует любой писатель-детективщик.
«За 10 лет работы в сервисной компании я чего только не насмотрелся, — рассказывает мастер Антон. — Собаками меня травили, полицию вызывали, приняв за мошенника. Один раз сам чуть было не угробил старушку. Меня вызвали соседи, почуяв запах газа, мы стучали в дверь квартиры, но бабушка не открывала. Решил перелезть через соседский балкон, но когда бабка увидела меня, то грохнулась в обморок».
Вообще, наши граждане к газовщикам испытывают большое недоверие, наверное, в каждом видят потенциального маньяка из 70-х, который ходил по квартирам и представлялся сотрудником Мосгаза. Впрочем, мошенников среди мнимых проверяльщиков тоже хватает. Не успеет хозяин квартиры открыть дверь, как ему уже суют договор на оказание ненужных услуг или пытаются убедить, что его счетчик устарел, вышел из строя и так далее, и тому подобное. Вот люди и не верят никому, особенно пожилые.
«Мы в прошлом году решили провести специальную акцию — хотели заменить в 13 тысячах квартир гибкую подводку к газовым плитам. Потому что прохудившийся шланг чаще всего становится причиной утечки газа», — говорит Дарья, сотрудница подмосковной жилинспекции.
«Мы, конечно, подозревали, что наши люди ни в какую халяву уже давно не верят, поэтому накануне специально провели информационную кампанию: дали все разъяснения в местной прессе и социальных сетях, развесили объявления на подъездах. Указали точную дату и время, когда будут ходить по квартирам мастера. Как думаете, в скольких квартирах нам открыли дверь? Меньше половины. В остальных либо вообще не открыли, либо не пустили в дом», — сокрушается Дарья.
Семейный бизнес
Если по вине жильцов происходит половина всех аварий с бытовым газом, то вторая половина точно находится на совести организаций, которые обслуживают газовое оборудование в жилых домах.
С 1 сентября по всей стране вступил в силу закон, согласно которому сервисными услугами должна заниматься та же организация, что и поставляет энергоресурсы. В Подмосковье это АО «Мособлгаз». Однако в законе для регионов оставили маленькую лазейку: им разрешили переходить на новый механизм работы постепенно, вплоть до 1 января 2024 года. И, естественно, никто особо не торопился.
Поэтому помимо основного поставщика газа и сервисных услуг в Московской области официально работало еще более 500 компаний, с которыми собственники жилья также могли заключить договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО). А договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) заключали управляющие компании — у них тоже море контрагентов.
«Попробуй выясни, где работают хорошие специалисты, где плохие, кто добросовестно выполняет свою работу, а кто лишь придет и носом поводит: раз газом не пахнет, значит, все о′кей, расписывайся в ведомости — вот и вся проверка», — написала в соцсетях одна из жительниц злополучного дома в Балашихе.
Кстати, обслуживала его местная компания «Газовая служба». А в роли УК выступала фирма «Квартал». Обе компании аффилированы с братьями Бабошиными, их отец — бывший местный депутат. Насколько хорошо сотрудники этих компаний выполняли свои обязанности, сейчас выясняет следствие. После аварии было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
Кстати, жалобы на «Газовую службу» от жильцов дома поступали. Одна женщина в 2021 году оставила негативный отклик после визита мастеров: «Пришли двое, поменяли старый шланг, за работу взяли 2000 рублей. А через 2 часа я почувствовала запах газа, пришлось вызывать аварийку. Те обнаружили утечку газа и сказали, что нам некачественно произвели монтаж гибкой проводки».
Вот и накануне взрыва жильцы дома жаловались на запах газа, вызывали мастеров, но утечку они не нашли. Правда, попасть во все квартиры мастера тогда не смогли.
Новые порядки
Сейчас областные власти спешно пытаются навести порядок в газовом обслуживании многоквартирных домов. Всех «проверяльщиков» обязали передать полномочия Мособлгазу. В пользу этого решения говорит тот факт, что спрос теперь будет с одной организации, кроме того, передача полномочий убережет жителей от газовых мошенников.
У сотрудников Мособлгаза будут удостоверения с QR-кодом. Если направить на него камеру телефона, то код выведет на сайт организации, где размещены фото сотрудников. Заявляться без предупреждения газовщики не будут. За 20 дней до даты проверки жители, имеющие личные кабинеты на портале Госуслуг, в единой информационно-аналитической системе ЖКХ или на сайте МосОблЕИРЦ, получат электронное письмо, где будут указаны день и время проверки. Для пенсионеров, которые Интернетом не пользуются, продолжат вешать объявления на подъездах.
Регламент работ проверяющего тоже будет четко определен. Никто теперь приходить и «водить жалом» не станет. Мастер должен не только с помощью газового анализатора определить, имеется или нет утечка газа на поверхности плиты и вокруг газового крана, но также обязан почистить от загрязнений газовую колонку или конфорки плиты, проверить, насколько корректно работает счетчик и есть ли тяга в вентиляционном канале. С жильцом квартиры проведут инструктаж по газовой безопасности в быту. Таков стандартный набор услуг, который будет проводиться в рамках профилактических работ.
Однако эксперты весьма скептически относятся к обещаниям властей навести порядок с газовым обслуживанием многоквартирных домов.
«Допустим, проверки газового оборудования начнут проводить по всем правилам. Представим даже, что мастерам удастся попасть в 100 процентов квартир в доме, хотя в такое верится с трудом. И вот они установили, что в одной из квартир газовая плита находится в таком состоянии, что готовить на ней без риска нельзя.
Дальше по закону собственник квартиры обязан плиту за свой счет поменять. Но если это малоимущий человек, пенсионер или многодетная семья, у них на такую дорогую покупку денег просто нет. Значит, все останется как было. Можно, конечно, в этой квартире отключить газ. Но опыт показывает, что граждане в таких ситуациях начинают использовать баллонный газ, а он становится причиной взрыва намного чаще, чем старые плиты», — заключает Ольга Веретенникова, юрист, специализирующийся на вопросах ЖКХ.
Есть еще один способ, с помощью которого можно обеспечить газовую безопасность населения: нужно повсеместно установить в многоквартирных домах газовые анализаторы. Стоит такой прибор 3–5 тыс. руб., и специалисты говорят, что нужно обеспечить ими хотя бы малоимущих — для подмосковного бюджета вполне посильные расходы.
Но скептики уверены, что если уж мы не сумели сделать это в жирные времена, то сейчас о таком можно только мечтать. Даже таким монополистам, как Мособлгаз, такие инвестиции вряд ли по силам. Перекладывать ответственность за их установку на жильцов тоже не имеет смысла, одни поставят, другие нет, и получится как в Балашихе. Протечка газа была в квартире у пенсионерки, а по вентиляции он перетек в другую, где молодая женщина готовила завтрак мужу. Погибли обе.
Можно еще вообще отказаться от газового оборудования в многоквартирных домах и перевести всех на электрические плиты. Но это еще более дорогая затея. Но делать что-то и платить все равно придется. Иначе, несмотря на новые правила, мы будем продолжать жить по-старому, уповая на Бога и русский авось.
Фото: pixabay
Елена Березина
По материалам: “Московский комсомолец”