«После вуза сразу идут в репетиторы»
Низкие зарплаты и бюрократия привели к дефициту учителей математики в регионах, считает методист Анастасия Гордеева. Эксперт пояснила «МК», что в прошлом году, по данным РАНХиГС, в стране не хватало 250 тысяч учителей. Ранее исследование отечественного медиахолдинга показало, что учителей не хватает примерно в 88% школ.
Исследование, которое провел РБК, показало, что во многих регионах страны наблюдается нехватка учителей. Среди предметников не хватает математиков. Дефицит обнаружился и по второму обязательному предмету для ЕГЭ-ОГЭ: русскому языку и литературе. Также выяснилось, что в регионах не хватает учителей английского и других иностранных языков, физиков и преподавателей начальных классов.
– В прошлом году, по данным РАНХиГС, в стране не хватало 250 тысяч учителей, — комментирует методист и преподаватель ДПО Анастасия Гордеева. — Сейчас эта цифра еще увеличилась. Причин тому несколько, но главная, это, конечно, зарплаты.
Зарплаты у учителей в регионах в среднем 25-30 тысяч, пояснила эксперт.
– В дотационных регионах — это Псковская, Архангельская область, Удмуртия, Северный Кавказ — 8-10 тысяч или меньше. Обсуждать это не буду, единственный выход – немедленно ввести единую тарифную сетку по стране с нормальной зарплатой. Именно зарплата в учительском списке претензия номер один, невозможно прожить на эти деньги. А на втором месте претензий обычно идет бумажная и бюрократическая нагрузка, – заявила Гордеева.
Кроме того, методист объяснила причину нехватки учителей физики и информатики на фоне того, что педагогические вузы «ломятся» от абитуриентов и вводят конкурс по 10-12 человек на место.
– Поколение сменяется, молодые более рациональны, – пояснила Гордеева. – Их не заманишь красивыми словами о призвании в школу. Год или три, если по целевому набору, они отрабатывают, и все. А другие после вуза вообще не заходят в школу. Идут в репетиторы сразу или на фирмы. Математики, а тем более с ИТ (информационные технологии. — «МК») в дипломе, без труда находят себе работу после вуза без педагогической составляющей. Просто на фирме или в ИТ-компании. Сейчас этих специалистов нарочно «хантят», их не хватает.
В исследовании подчеркивается, что в каждом регионе свой кадровый голод в школах. В Санкт-Петербурге, Тамбовской области, Краснодарском крае, кроме математиков, оказалось мало учителей информатики и физики.
Учителей-гуманитариев не хватает в Московской, Тюменской, Иркутской и Архангельской областях. Учителей английского и других иностранных языков — в Томской, Амурской, Челябинской, Белгородской областям и Удмуртии.
А вот в Пермском крае, Калужской области наибольший дефицит – это учителя начальной школы. Местные образовательные ведомства увязывают это с быстрорастущим населением в своих регионах.
Наконец, воспитателей и других специалистов дошкольного образования сильнее всего недостает в Удмуртии, Тамбовской, Владимирской и Астраханской областях и Ленобласти. Там, помимо воспитателей и нянь, не хватает учителей дополнительного образования, особенно музыкального.
Фото: pixabay
Станислава Одоевцева
По материалам: “Московский комсомолец”