Спорил с ним один Лукашенко
Главная интрига саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – приедет или не приедет в Санкт-Петербург Никол Пашинян – к облегчению российской стороны решилась положительно. Армянский лидер, пропустивший несколько совместных мероприятий, решил больше не злоупотреблять терпением Владимира Путина и не ссорится с другими лидерами, раздосадованными чрезмерной, по их мнению, обидчивостью коллеги. Кортеж армянского премьера появился в северной столице, когда самолёты других участников ещё кружили в воздухе, а российский президент заслушивал доклад министра обороны о долгожданном взятии Марьинки. Пашиняна, действительно, очень ждали: он должен был принять символическую «эстафетную палочку» и стать новым председателем ЕАЭС.
Владимир Путин в своём выступлении напомнил, что это случится в очень важный для союза год. России, Казахстану, Белоруссии, Армении и Киргизии предстоит отметить десятилетие основополагающего договора ЕАЭС. Чтобы Ереван не остался с этим праздником один на один, Москва выразила готовность оказать поддержку и, в частности, принять у себя юбилейный саммит. Он пройдёт в мае следующего года, очевидно, после завершения вступающего в кульминационную стадию электорального цикла. Владимир Путин подчеркнул, что участникам союза, действительно, есть, что праздновать: за 10 лет объём взаимной торговли увеличился вдвое, а совокупный ВВП стран ЕАЭС вырос с 1,6 до 2,5 трлн долларов. «Но главное – Евразийский союз состоялся как авторитетное международное интеграционные объединение», – заявил он.
Прежде чем перейти к перспективам, Владимир Путин удостоверился, что и в нынешнем году у коллег с ВВП все складывается хорошо. «В Армении более 9%. Да? Так оно и есть? – уточнил он у Пашиняна – Очень хороший показатель!» «В Казахстане почти 5%! Да Касым-Жомарт Кемелевич? Отлично!» – снова порадовался Путин, – В Киргизии более 4%. А в Белоруссии также как и в России 3,5%». Александр Лукашенко бровь поднял, но спорить не стал, хотя мог бы, ибо по данным Белстата ВВП республики уже достиг 3,8%, а к концу года вырастет до 3,9%. Однако дождавшись своей очереди, батька не преминул ввернуть, что Беларусь ( очевидно, в отличие от некоторых) полностью обеспечивает себя всеми продуктами питания, включая курятину и куриные яйца. Но испортить настроение Владимиру Путину, который после доклада о взятии Марьинки пребывал в прекрасном расположении духа, этими намеками не удалось, «Поставьте нам, не жадничайте,» – добродушно сказал он.
Никол Пашинян решил предупредить, что, получив бразды председательства, не допустит превращения ЕАЭС в политический союз, как на это рассчитывают некоторые. «Это экономическое объединение, которое не должно иметь политической и тем более геополитической повестки. Мы продолжаем воспринимать его таким образом и будем развивать взаимодействие, стремясь пресекать всяческие попытки политизации евразийской интеграции», – подчеркнул он. По словам армянского лидера, экономические принципы «не должны коррелироваться с политическими амбициями» отдельных стран, а свобода торговли не может «ограничиваться из-за политических соображений». «Это точно приведёт к коррозии фундаментальных принципов объединения», – заметил Пашинян.
Наверняка, среди участников саммита были люди, солидарные с этой позицией. Но от комментария не удержался опять-таки один Лукашенко. «Военно- политическое сотрудничество тоже никуда не денется – если будет, что защищать!» – назидательно заметил он. Батька на саммите подозрительно сипел, но поспешил заверить, что это пустяки дело житейское, а не то, что все подумали. «Голос потерялся ещё где-то там в Белоруссии», – беспечно отмахнулся он.
По итогам саммита лидеры подписали декларацию «Евразийский экономический путь» о дальнейших перспективах союза. Это новый документ программного характера, с которым ЕАЭС вступает в следующую десятилетку. По словам Путина, он будет способствовать углублению евразийской интеграции и развитию сотрудничества на период до 2030 и на перспективу до 2045 года. Иными словами лидеры намерены играть в долгую.
Фото: pixabay
Елена Егорова
По материалам: “Московский комсомолец”