Как развести старушку
Современные мошенники наловчились обманывать жертв по телефону, отбирая миллионы рублей, квартиры и машины. Не стоит думать, что от действий аферистов страдают совсем простые, неумные люди. Среди пострадавших есть и люди с несколькими высшими образованиями, академики, профессора. Их беда – в чрезмерной доверчивости, доброте, законопослушности. Одна из историй, закончившихся трагически, – в материале «МК».
«Младший сотрудник банка» засекретил операцию
70-летняя пенсионерка Людмила Борисовна в прошлом – преподаватель Бауманского университета, профессор. Дама была очень внимательной, вежливой, спокойной. И весьма продвинутой – хорошо разбиралась в компьютере, пользовалась вотсапом и другими мессенджерами.
«Обработка» Людмилы Борисовны шла постепенно, с участием нескольких «актеров». Аферисты разыграли спектакль как по нотам. К сожалению, постановка удалась.
Сначала пенсионерке позвонил «младший сотрудник банка». В качестве подтверждения своей должности он сбросил ей на вотсап бейдж с фотографией и именем-фамилией. Мошенник объяснил, что на женщину кто-то взял сразу несколько кредитов. Нужно немедленно идти в банк, снять деньги с карты и перевести на новый, «безопасный» счет. Но, как предупредил «младший сотрудник», рассказывать о случившемся нельзя никому – это государственная тайна под грифом «секретно». Иначе, мол, Людмила Борисовна пойдет по статье Уголовного кодекса под суд и будет сидеть остаток жизни на зоне.
– Запугивание со стороны мошенников – это понятно. Меня гораздо больше удивило поведение работников отделения банка, куда пришла клиентка, – говорит юрист Евгений Антонов. – Они прекрасно видели, что Людмила Борисовна снимала одну порцию денег за другой, а потом, постоянно разговаривая с мошенниками, которые не давали ей очухаться, клала банкноты на якобы безопасный счет. Вся эта ситуация продолжалась не меньше получаса. Но банковские работники не задали Людмиле Борисовне ни единого вопроса! При этом они, скорее всего, знали женщину, ведь она была постоянной клиенткой.
Опустошение счетов оказалось только началом большого развода. Как только Людмила Борисовна перевела на счет жуликов последний рубль, ей позвонил «сотрудник силовых структур», «капитан» Зотов Николай Витальевич. Он заверил женщину, что ее деньги спасены и теперь нужно помочь органам правопорядка выявить преступников.
«Капитан» Зотов разъяснил, что операция по поимке преступников должна идти на живца – ну то есть на Людмилу Борисовну. Дескать, кредиты, которые они взяли, «зависли в транзакционном поле» благодаря его, Николая Витальевича, стараниям.
«Нам потребно опередить злоумышленников, которые покушаются на ваши деньги. Вы должны съездить в три разных банка, в каждом оформить потребительский кредит на свое имя, снять деньги и… перевести их на «безопасный» счет», – дал задание пенсионерке Николай Витальевич. Велев взять ручку и листочек, он продиктовал Людмиле Борисовне названия и адреса отделений банков, которые он «заботливо» подобрал для своей жертвы.
Пенсионерка так и поступила. В итоге она отправила аферистам еще три миллиона рублей, уже взятых на свое имя в кредит.
«Вы молодец! – похвалил Людмилу Борисовну «капитан» Зотов. – Теперь негодяи, которые чуть не украли ваши средства, выдадут себя сами, и мы их возьмем тепленькими».
Как именно и почему «негодяи» должны себя выдать, бывший преподаватель Бауманки не задумывалась – на нее словно нашел морок. Она была уверена: финансам уже ничего не угрожает, а Николай Витальевич с ее помощью скоро поймает злоумышленников. Приехав домой поздно вечером, усталая, но довольная, Людмила Борисовна сразу же уснула.
Между тем мошенники уже готовились к осуществлению основного этапа своего подлого плана.
Мошенники орудуют на территории бывшего СССР
На следующий день Николай Витальевич позвонил Людмиле Борисовне и сообщил, что злоумышленники не останавливаются. Они, дескать, завладели персональными данными пенсионерки и пытаются похитить уже не деньги, а жилье.
У Людмилы Борисовны было две квартиры в Москве. В одной она жила после смерти мужа, вторую получила по наследству от родителей.
«Сегодняшним днем касаемо ваших квартир нужно сделать важное дело: отдать их под залог, чтобы их не смогли продать злоумышленники. В этом вам помогут наши надежные партнеры. Вы должны подъехать по адресу, который я вам назову. Возьмите ручку и листочек и запишите», – отчеканил капитан Зотов.
Женщина, на свою беду, снова поверила мошеннику и, взяв документы на право собственности, отправилась в организацию, которая дает деньги в долг под залог квартиры. Там она взяла кредит под 20% годовых, заложив квартиру частному лицу, уроженцу Армении. Людмиле Борисовне выдали два миллиона рублей, которые она, зайдя в отделение банка по соседству, перевела мошенникам.
После этого Николай Витальевич велел пенсионерке ехать в еще одну «надежную партнерскую» организацию – кредитный кооператив, где ей опять дали деньги в долг под залог уже второй квартиры. Их она тут же отправила на очередной «безопасный» счет.
Были ли «партнерские» организации тесно связаны с мошенниками, история умалчивает – их сотрудников не допрашивали, по документам они чисты: в подобных фирмах договоры оформляются так, что комар носа не подточит. «Подозреваю, что тайный сговор между мошенниками и руководством «партнерских» контор есть, – считает наш эксперт. – Вполне возможно, что первые звонят вторым с предупреждением, что сейчас придет клиент, которому нужно, не задавая лишних вопросов, выдать кредит под залог квартиры. Бонусом идет комиссия за оказанные услуги».
– Естественно, сотрудники «партнерских» организаций видят, что их несчастные клиенты действуют не по доброй воле. Какой человек в здравом уме возьмет кредит на два миллиона, заложив квартиру стоимостью в десять раз дороже? – говорит психолог Любовь Изварова. – А когда приходят пожилые люди, тут вообще всё очевидно. Работники подобных организаций по психотипу – те же мошенники. Либо же молодые люди, которые поначалу не знают, что им придется подличать каждый божий день. У меня была клиентка, одна из таких сотрудниц, 23-летняя женщина. Невероятно обаятельная, красивая, она попала на работу в «лохофинансовую» контору сразу после института. Платили хорошо, что-то около 200 тысяч, но ее тревожило дело, которым она занимается. Поэтому, в общем-то, она ко мне и пришла на прием – за советом… Через месяц после нашей с ней психотерапии женщина уволилась из этого сомнительного места.
Миллионы рублей улетают на криптокошельки
– Через два месяца после случившегося на меня вышли племянники Людмилы Борисовны, которая не могла выплачивать кредиты и наконец призналась родне в содеянном, – рассказывает Евгений Антонов. – Мы поговорили и пришли к единственно правильному решению: надо спасать квартиры.
Родственники собрали деньги, чтобы выкупить квартиры, и пришли с юристом в то же самое отделение банка, с которого Людмила Борисовна начала свой путь.
– Мы пришли погасить долги по кредитам, взятым под залог квартир. В этот раз сотрудники банка обратили на нас внимание, не дали положить деньги на счет и вызвали полицию. Они решили, что мошенники – это мы, что мы «водим» Людмилу Борисовну и контролируем, чтобы она перечисляла нам деньги, – возмущается юрист Евгений Антонов. – Пришлось отправляться в отделение полиции. Людмила Борисовна написала объяснительную, что один человек, сопровождающий ее, – это юрист, а второй – родственник, который помог собрать средства. Мало того. Сотрудники банка оказались настолько неквалифицированными, что заявили, будто договор залога, оформленный на уроженца Армении, не имеет юридической силы. По их мнению, дескать, квартира не может находиться в залоге у частного лица. Хотя это, конечно же, не так.
В другом отделении банка родственник Людмилы Борисовны благополучно отправил деньги на счет кредитору из Армении. Первая квартира была спасена.
По поводу денег, которые Людмила Борисовна отдала мошенникам, опустошив свои счета, а потом набрав потребительских кредитов, правоохранительные органы обнадеживать родственников не стали. Они сказали, что аферисты живут в соседней стране. Узнать реквизиты счетов, куда ушло в общей сложности 10 миллионов рублей, несложно, да только денег там уже нет. После поступления мошенники перевели их на криптокошельки, в которых они благополучно и затерялись вдали от посторонних глаз.
В ближайшие месяцы ожидается принятие закона о самозапрете кредитования. Согласно ему любой россиянин через “Госуслуги” сможет запретить всем российским банкам выдавать на его имя кредит в онлайн-формате или по доверенности. Оформить кредит такой заявитель сможет только при личном присутствии в отделении банка. Но в случаях, подобных описанному, этот закон бесполезен: Людмила Борисовна добровольно отдавала свои деньги мерзавцам, причем находясь очно в их офисах.
– Я думаю, что после принятия закона о самозапрете кредитования мошенники немного изменят схему развода, – размышляет юрист Евгений Антонов. – Они, вероятнее всего, сосредоточатся на двух моментах.
Первый – станут уговаривать своих жертв снять запрет на кредитование, чтобы этот самый запрет не мешал им «помогать государственным органам». А второй – будут подталкивать людей нести драгоценности в ломбард, а полученные деньги отправлять на «безопасный» счет или класть в качестве инвестиции на специальную «платформу». В этом случае аферисты могут играть роль заботливых работников банка или инвестиционной компании, петь песни о сохранении средств от высокой инфляции и даже об их преумножении.
И, конечно, мошенники ни за что не откажутся от завладения жильем, особенно московским. Поэтому важно помнить: если вас просят взять кредит под залог квартиры или переписать жилье на другого владельца «в целях безопасности», не совершайте сделки без участия юриста. Если бы Людмила Борисовна действовала не в одиночку, ее родственникам не пришлось бы платить огромную цену за фактически подаренное аферистам жилье.
– В основе многих мошеннических схем лежат не только и не столько поддельные документы, а умение ввести жертву в заблуждение, исказить правовой смысл той или иной сделки, склонить человека к подписи бумаг через запугивание и прочие манипуляции, – комментирует пресс-служба Федеральной нотариальной палаты. – Поэтому очень важно все юридические решения принимать взвешенно, не торопясь и привлекая независимого специалиста. Если речь о сделке с недвижимостью, таким специалистом должен выступать нотариус. Он, с одной стороны, досконально проверит все необходимые документы и запросит недостающие сведения напрямую в госреестрах, а с другой – в деталях разъяснить суть и последствия сделки, убедится в том, что обе стороны действуют осознанно и добровольно, исключая риски обмана и давления. Кстати, подделка документов с печатью нотариуса не имеет никакого смысла. С 2021 году на все весомые с юридической точки зрения нотариальные документы наносится специальный QR-код – его нужно искать в правом нижнем углу документа. Этот код позволяет за считанные секунды убедиться в подлинности бумаги или, напротив, выявить фальшивку.
По телефону личные данные не вправе запрашивать даже следователь
– Случай с Людмилой Борисовной по финансовым потерям клиента в моей практике стал самым серьезным, – говорит юрист Евгений Антонов. – Она мне признавалась, что всегда всем людям верила на слово и ни тени сомнений поведение мошенников у нее не вызвало.
– Но как же Людмила Борисовна, ученый с многолетним стажем, поверила, что никому нельзя рассказывать, что у нее, дескать, кто-то пытается похитить деньги? Или она права – если бы звонил официальный представитель банка или полицейский, действительно нельзя было бы говорить о произошедшем даже мужу, маме, детям?
– «Тайна следствия», которой запугивали Людмилу Борисовну мошенники, распространяется только на людей, участвующих в следственных действиях, – и уж точно не в телефонном режиме, а очно. Человеку объясняют, что происходит, в качестве кого его вызвали (потерпевшего, свидетеля и т.д.), письменно разъясняют его права. И только после этого следователь, на свое усмотрение, может попросить человека не разглашать тайну следствия (а тот в принципе может и отказаться). Юридическая ответственность наступает только тогда, когда человеку всё это разъяснено и когда он под этим подписался на бумаге.
– Представим, что в идеальном мире не существует мошенников – и вот человеку звонит настоящий следователь. Какие данные он может запросить?
– Хочу подчеркнуть: по телефону человек не обязан никому ничего говорить, не должен предоставлять никаких данных о себе, даже если представить, что ему звонят не мошенники, а официальные лица. Если есть желание, спросите у звонящего имя, фамилию, должность, место работы, положите трубку и перезвоните сами, уточните, работает ли такой человек. Но это уже скорее для личного успокоения. Просто кладите трубку в ходе телефонного разговора. Если звонил настоящий следователь, всегда можно объяснить, что вы не доверяете телефонным звонкам, а повестку вам не присылали – ни на почту по месту прописки, ни на “Госуслуги”, куда тоже приходят важные оповещения.
– На какие ошибки мошенников во время разговора надо обращать внимание?
– С профессиональной точки зрения мошенники очень неграмотные. Они, например, говорят: «Я – следователь», но называют не следственное, а оперативное подразделение полиции, где они якобы работают. Они используют терминологию своей страны, часто называют неверные адреса, коверкают слова, неправильно ставят ударения. Вот свежий пример: моей клиентке недавно позвонил мошенник и сказал, что она переводила деньги в страну-агрессор. И если она не будет слушать его указаний, он вызовет ее по такому-то адресу. Но, оказывается, реальное подразделение полиции недавно переехало с этого адреса на новое место, то есть мошенник пользовался устаревшей украденной базой данных. А в России используется термин «недружественные страны», внутри которых как раз и применяется термин «страна-агрессор».
– Вам лично звонили мошенники?
– И не раз. Вот первая история. Я не пользуюсь услугами банка, который очень любят использовать в своих схемах мошенники. И вот мне поступает звонок, будто бы с моей карты этого банка вот-вот спишутся деньги. При этом мошенник называет не последние, а первые четыре цифры карты, которые у многих людей одинаковые. «Ну пусть списываются деньги, подам в суд, – говорю. – Потом вернете, если списали без моего участия».
Вторая история касается недавно прокатившейся по стране волны звонков от лжекомпаний сотовой связи. Суть в том, что мошенники заявляют, будто у абонента вот уже сейчас, буквально в течение часа, заканчивается договор, и предлагают его перезаключить, назвав код из сообщения, иначе мой номер у меня отберут. Такой звонок поступил и мне. Я как специалист понимаю, что договор не может заканчиваться, поскольку он бессрочный. И говорю, что буду судиться, объясняю, что к чему. Не потому, что я наивный – я вообще-то люблю поговорить с мошенниками, опять же – отнимаю у них время. Парень на том конце провода от безысходности заявил, что мне придется идти в салон связи, чтобы получить новый номер. Любопытно, что мошенники, даже понимая, что развод не удался, играют до конца. Такую им дают установку.
– В чем смысл подобных звонков якобы от сотовой компании?
– Под этим соусом мошенники выманивают шестизначный код для входа в личный кабинет оператора связи или “Госуслуг”, который в это время приходит абоненту.
– При чем тут “Госуслуги”? И неужели достаточно шести цифр? А логин? А пароль?
– Логин на “Госуслугах” – это номер телефона, электронная почта или СНИЛС. Что-то из этого мошенники знают. А вот пароль им обычно не известен. Но на “Госуслугах” есть функция – «Восстановление пароля». Мошенник, разговаривая с жертвой об «окончании действия договора сотовой связи», одновременно пытается влезть в кабинет “Госуслуг”. Он вводит логин, нажимает на кнопку «Восстановление пароля» – и пользователю тут же отправляется sms-код. Дело за малым – выпытать у жертвы эти самые шесть цифр, которые якобы необходимы для продления договора сотовой связи.
…Общая сумма кредитов, которые набрала наша героиня, была огромной. За два месяца одних только процентов накопилось под сотню тысяч рублей. Но родственники прежде всего озаботились спасением жилья – сами влезли в кредиты, гасили долг частями. Через полгода удалось выкупить и вторую квартиру, отданную под залог. Но Людмила Борисовна об этом уже не узнала — к тому моменту она умерла.
Ольга Грекова
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”