Официанты и таксисты рассказали, сколько положено давать на чай

Планка медленно спускается

Жители больших городов почти поголовно привыкли к безналичному расчету. А этот переход вызвал сворачивание отработанной за несколько столетий системы чаевых — вознаграждения за услуги. Некоторые замены теперь придуманы на базе платежных цифровых платформ, но полностью старый добрый «чай» они не заменяют. Как выходит из положения сфера услуг и какие новые привычки складываются с чаевыми в последние годы, выяснял «МК».

Полторы сотни лет назад извозчик или половой в трактире мог при случае и прямо потребовать: «Барин, на чай бы неплохо!». Сейчас нравы, конечно, изменились, и в нашем недавнем прошлом на это намекали лишь взглядами. А еще – «кровной обидой», если на чай упорный клиент так и не дал. «Ты такой бедный или такой жадный?» – как бы задавал официант или швейцар прямой, хоть и невербальный, вопрос.

Сейчас обижаться на всех посетителей, кто не кидает в дополнение к чеку еще сколько-то бумажек на чай, уже невозможно: пришло новое поколение клиентов, которое ориентируется на четко указанные в меню или прайсе цены. А главное, не имеет наличных, чтобы «округлять» счет относительно чека. Но привычка, конечно, так просто не сдается – тем более, что чаевые включены в большинство бизнес-схем соответствующих отраслей сферы услуг.

Что может система

С тех пор, как большинство москвичей почти перестало носить при себе наличные, вопрос чаевых встал особенно остро. Во многих ресторанах на чеке можно увидеть QR-код, перейдя по которому, можно оставить чаевые официанту. И вот тут клиентов поджидает сюрприз. Беспристрастный компьютер заранее все подсчитал – и по умолчанию предлагает оставить 15% от суммы счета.

С одной стороны, поводов для совсем уж ярого возмущения нет: эта цифра – не константа, её вполне можно менять. Альтернативные варианты предусмотрены – можно выбрать 10% или вовсе 7%, а можно, если вдруг ты в восторге от обслуживания, и вовсе оставить 20%. С другой стороны, всё это требует от клиента некоей сосредоточенности и внимательности. Ну а если зазеваешься и нажмешь на кнопку «по умолчанию», то 15% с тебя спишут моментально.

– Я пока не увидел явной выгоды от этих QR-кодов для нас, официантов, – рассказал «МК» Даниил, работающий в одном из ресторанов на Пятницкой улице. – Это ведь не автоматическая оплата по СБП (системе быстрых платежей. – Прим. «МК»), клиенту нужно вручную вбить данные своей банковской карты на этой страничке. Многим просто лень возиться. Особенно в конце вечера, когда половина компании уже одевается, половина вышла курить, словом, вокруг суета. Гораздо проще положить несколько купюр «на чай» наличными. Но, конечно, кладут меньше.

В этом, по словам Даниила, главный казус. Сила привычки неискоренима, поэтому самый распространенный сценарий среди клиентов заведений – оставить «на чай» несколько сотенных купюр (от 100 до 400 рублей). Положить 500 рублей – это уже некий широкий жест, ну а тысячу или больше, по словам официанта, оставляют только по итогам больших банкетов.

Между тем правила этикета еще недавно диктовали: стандартный размер чаевых – 10% от стоимости услуги. Это, к слову, касается не только кафе и ресторанов, но и салонов красоты. Однако при том, что средний чек неуклонно растет (обыкновенный ужин вдвоем без изысков редко обходится дешевле 5000 рублей), этому правилу следуют всё реже и реже. Планка чаевых медленно спускается к 5-7%, если не меньше. При лаконичных заказах многие россияне, стараясь сэкономить, и вовсе перестают оставлять чаевые, аргументируя свою позицию тем, что «не перетрудится девочка принести мне кофе, вообще-то она за это зарплату получает». О традиции «отблагодарить» гардеробщика или, скажем, заправщика на АЗС многие в 2024 году и вовсе позабыли.

И деньги в кружку

– Обычаи, связанные с чаевыми, становятся жертвой ценовой турбулентности, – поясняет психолог Ольга Клюкина. – Если за предыдущие лет 10-15 устоялся размер и стандартного для человека чека, и причитающихся к нему чаевых, то сейчас все сдвинулось. Возьмем, как пример, АЗС: в середине 2010-х годов 20-30 рублей монетками были вполне нормальными чаевыми для заправщика (обеспеченные москвичи могли, впрочем, дать и 50, и 100 рублей бумажкой). Сейчас – на фоне выросшего за последние годы ценника на бензин – получается, что меньше 50 рублей уже давать неприлично. Но многим жалко давать слишком много – ведь доходы далеко не у всех растут. Выходит, что дать меньше стыднее, чем не дать вовсе ничего.

Но рынок не был бы сверхъестественно гибкой системой, если бы не придумал выход и из этой ситуации. Концепция чаевых заменяется концепцией «донатов», они же пожертвования. Почти в любом магазине, на тех же АЗС, в парикмахерских, да, в общем-то, вообще везде, где клиент платит деньги – на прилавке стоит прозрачная «кружка» для пожертвований.

Что написать на ней – дело фантазии и вкуса. Кто-то пишет, как в кафе: «На отпуск бармену/мастеру/продавцу». И прибавляет смайлик. Кто-то солидно помечает кружку «На развитие заведения». Впрочем, мало кто вчитывается, что именно написано на кружке: цель очевидна.

– На удивление, пока еще собираем «урожай», в день это получается от 1000 до 5000 рублей, – рассказывает Никита, сотрудник барбершопа в Щукино. – Люди часто кладут по 100-200 рублей, иногда и 500. Но и мелочь прилетает, металлическая – рублей по 200 в день размениваем. Наверное, класть мелочь в качестве чаевых людям неудобно уже, а в кружку нормально, вроде бы как пожертвование слишком мелким не бывает.

Копеечку переводом

Итак, в очевидном кризисе, похоже, находится традиционная система чаевых – добровольно-принудительная, когда приличный человек чувствовал себя обязанным положить какую-то сумму сверх чека, а сотрудник заведения не стеснялся ему на это намекнуть. Но, похоже, практика «добавить сверху» все-таки выживает – только в более добровольном формате.

– Мне часто дают чаевые переводом, прямо на мой прямой номер телефона, и это очень приятно, – рассказывает Изат, работающий в курьерской службе по доставке еды и продуктов. – Наличных сейчас у людей мало, и обычно все заказы уже оплачены, а специально давать деньги не будут. Но зато многие, кому я звоню со своего телефона, потом присылают мне 100-200 рублей «вдогонку». Большое им спасибо!

По словам Изата, больше таких чаевых приходит в ненастные и морозные дни, когда люди больше, чем обычно, сочувствуют курьеру. Еще один вид «чаевых», пусть и нематериальных – хороший отзыв в приложении доставки: это повышает рейтинг курьера и в перспективе приносит бонусы от «системы».

Похожий механизм сформировался и в такси: есть, по рассказам таксистов, значительная прослойка пассажиров, которые предпочитают вознаграждать водителя не через штатные механизмы чаевых, а лично, даже при отсутствии наличных. «Они всегда выставляют оплату наличными, есть такие люди, которые не хотят привязывать карты, – рассказал водитель Роберт Адамян. – И говорят: можно я заплачу переводом? И платят немного больше, на 200-300 рублей, если поездка стоит около 1000».

Для водителя, как подтвердил собеседник «МК», так даже удобнее, чем через систему: агрегатор выплачивает «штатные» чаевые не сразу, а по прошествии суток. Да и стандартная «тарифная сетка» чаевых в системе может быть не столь выгодной для шофера.

– Правда, выставленная оплата наличными у нас не очень хорошо воспринимается, – предупредил таксист. – Потому что при оплате наличными пассажир может отменить поездку бесплатно. Поэтому, если приезжаешь на точку, а у клиента оплата наличными, мы долго не ждем и можем уехать быстрее. Но многим такое удобно – может быть, эти прямые чаевые переводом как раз компенсирует это.

Итак, прямой перевод – еще один вполне действенный способ отблагодарить за услугу, которая клиенту действительно понравилась. Правда, тут есть важная особенность: для прямого перевода нужно знать прямой телефон водителя, курьера, официанта. А уже на это согласны далеко не все работающие в сфере услуг. Ведь обменяться телефонами – это уже шаг к личным отношениям.

Но, пожалуй, именно таковы сейчас правила игры: чаевые становятся жестом именно личного отношения к человеку по другую сторону стойки или салона такси. А если отношения хочется сохранить именно обезличенными – приходится довольствоваться теми (весьма скудными, заметим) возможностями, которые предлагают айти-платформы. Все-таки лучше, чем ничего. Хотя, конечно, и хуже, чем в эпоху «кэша».

Антон Размахнин, Дарья Тюкова

Фото: pixabay

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Вирусологи оценили выводы ученых об осложнениях после вакцин от COVID-19

Далее

Рынок загородной аренды принесет большие сюрпризы дачникам

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru