В России изменили понятие «перепланировка»
Вступление в силу поправок в Жилищный кодекс и ряд других федеральных законов с 1 апреля изменит понятие перепланировки: теперь это определение стало куда более подробным. В результате некоторые вещи, которые ранее считались «реконструкцией», стали именно перепланировкой, которую необходимо узаконивать.
Определение термина «перепланировка» в Жилищном кодексе РФ заметно изменилось. Если в действующем ЖК это «изменение конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме» (п. 2 ст. 25), то вступающее в силу определение намного подробнее.
«Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ и (или) площади такого помещения, и (или) образование новых помещений <…>, и (или) изменение его внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади помещения). В результате перепланировки помещения также могут быть изменены границы и (или) площадь смежных помещений», — именно такова новая формулировка.
— За счет того, что определение перепланировки стало намного обширнее, кажется, что речь об ужесточении законодательства, но это не совсем так, — отмечает риелтор Ангелина Кубарева. — Раньше некоторые из видов работ, подпадающих под новое определение перепланировки, входили в понятие реконструкции. А это более серьезное понятие и другая процедура согласования.
Сейчас в список работ, подпадающих под понятие перепланировки (и подлежащих, таким образом, согласованию), входит перенос и разборка перегородок, деление большой комнаты на несколько более мелких, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, отметила собеседница «МК». Другие эксперты перечисляют такие работы, как ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Список запрещенных ЖК видов перепланировки остается прежним: запрещено проделывать работы, ведущие «к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, повреждению противопожарных устройств». Кроме того, не допускается «перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры».
Хотя некоторые виды работ причислили к перепланировке вместо реконструкции, послаблением новый закон также не назовешь. Все дело в регламенте узаконивания перепланировки. Нужно составить проект работ (причем он должен быть подписан организацией или ИП — членом профильной саморегулируемой организации (СРО). Далее подается заявление в уполномоченный орган, а проект согласовывается с муниципалитетом. В Москве и некоторых других регионах первое можно сделать в электронной форме, а вот муниципальное согласование чаще всего делается не иначе как путем личного визита с инспекцией.
К муниципальному согласованию перепланировки добавляется еще «домовое»: решение общего собрания собственников с одобрением проекта. А если дом — объект культурного наследия, то и заключение охранного ведомства. Зато в столице практически не нужно предоставлять технический паспорт квартиры — чаще всего его возможно «подгрузить» по алгоритмам межведомственного взаимодействия.
— После этого в течение 45 суток вы получаете ответ на заявление, то есть согласие или отказ, — рассказывает Ангелина Кубарева. — Обычно ответ приходит через Госуслуги. Если вам отказали, можно оспорить решение в судебном порядке. А если получили согласие, то можно приступать к работам.
После окончания работ нужно зарегистрировать уже проведенную перепланировку — в течение 15 суток сведения вносятся в Росреестр.
— Теоретически под «перепланировку» могут теперь подпадать такие вещи, как разборка встроенного шкафа, если в результате увеличивается жилая площадь, — комментирует юрист Алексей Голубев. — А вот если его разбирают в коридоре или на кухне — это вспомогательные помещения — то проблем быть согласно букве закона не должно. Но куда важнее сейчас смотреть не за формулировками, а за правоприменением.
По словам Голубева, штрафы за неузаконенную перепланировку невелики — до 3000 рублей. Но ключевой элемент «наказания» здесь не штраф, а предписание об устранении нарушений. Если в «разумные сроки» владелец не приведет помещения в «штатное» состояние, собственность может быть изъята по решению суда. Основным механизмом принуждения будет именно это. Вопрос в одном: найдется ли в Москве столько жилищных инспекторов или главным делом для собственника перепланированной квартиры будет «не иметь врагов»?
Антон Размахнин
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”