Как будет развиваться безопасность на дорогах
Руководство российской Госавтоинспекции и члены президиума общественного совета при МВД обсудили перспективы безопасности дорожного движения. Смертность на дорогах за пять лет сократилась, а доверие к инспекторам среди водителей заметно выросло. Наравне с этим сложной остается ситуация с ДТП с участием детей. Подробности — в материале «Известий».
Стратегия безопасности
За последние пять лет (с 2017 по 2023 год) число погибших в ДТП снизилось более чем на 4,5 тыс. человек. Об этом в ходе заседания президиума общественного совета (ОС) при МВД заявил руководитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. Это один из главных результатов совместной работы Госавтоинспекции с другими министерствами и ведомствами в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения», отметил он. Теперь, согласно поручениям президента РФ Владимир Путина, в области безопасности дорожного движения поставлена новая цель: добиться снижения смертности в результате ДТП в полтора раза к 2030 году и в два раза — к 2036-му.
— Это сложная задача, но мы понимаем стратегию и те меры, за счет которых можно достичь этих результатов, — заявил Черников.
По его словам, за прошедшие несколько лет за счет пристального внимания к дорожной инфраструктуре удалось добиться безопасной организации движения на основных, опорных магистралях страны. Также на новый уровень вышел вопрос с материально-техническим оснащением сотрудников дорожной полиции. Все подразделения Госавтоинспекции имеют современные патрульные автомобили (в том числе со специальными расширенными медицинским укладками, для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП), новые приборы и средства измерений, которые позволяют автоинспекторам контролировать качество дорог и дорожной инфраструктуры, отметил глава ГУОБДД МВД РФ.
Особое внимание Госавтоинспекция обращает за злостных нарушителей, рассказал Михаил Черников. Водители, которые систематически нарушают ПДД и имеют свыше 50 штрафов, находятся под пристальным контролем дорожных полицейских, отметил он.
— Есть и по 200, и по 300 нарушений в год. К таким водителям у нас особое внимание. Их стараемся останавливать в первую очередь, даже если штрафы оплачены: в данном случае речь идет прежде всего о профилактике нарушений, — отметил Михаил Черников.
По словам генерального директора Фонда содействия изучения общественного мнения ВЦИОМ, члена общественного совета при МВД Константина Абрамова, в последние годы заметно изменилось отношение россиян к сотрудникам Госавтоинспекции.
— Если в 2012 году автоинспекторам доверяли только 31% опрошенных, то теперь они вызывают доверие у 62% респондентов. Это важный показатель, поскольку без доверия участников дорожного движения к автоинспекторам сложно добиться обеспечения безопасности, — отметил он.
Проблемы есть
Несмотря на определенные достижения, проблемы в безопасности дорожного движения по-прежнему существуют, признал руководитель российской Госавтоинспекции. Так, сложной остается ситуация с ДТП с участием детей: несмотря на то, что по итогам прошлого года показатели детской аварийности снизились на 15%, на дорогах страны погибли 611 несовершеннолетних, отметил он.
— 65% погибших детей являлись пассажирами автомобилей. Это значит, что взрослые пренебрегли детской безопасностью, — констатировал Михаил Черников.
При этом, согласно данным ВЦИОМ, в сознании россиян вопросы детской защищенности в автомобиле находятся далеко не на первом месте.
— Наибольшему риску, по сведениям опросов, подвержены дети-пешеходы: так считают 67% опрошенных. 61% респондентов полагает, что больше других на дороге рискуют неопытные водители, 27% — взрослые пешеходы. Только 13% опрошенных считают, что опасности подвержены дети-пассажиры, — отметил Константин Абрамов.
Члены общественного совета при МВД также выступили с инициативой отойти от применения тарифа «Детский» при заказе такси. По мнению общественных деятелей, стоимость поездки не должна зависеть от наличия или отсутствия в машине «с шашечками» на борту детского кресла.
— Это хорошее предложение: будем обсуждать его с агрегатами такси, а при необходимости — решать на законодательном уровне, — отметил председатель общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена.
Камерный вопрос
Анатолий Кучерена рассказал, что многие автомобилисты жалуются на системы фотовидеофиксации нарушений ПДД. По его словам, работа определенной части этих устройств имеет мало общего с обеспечением безопасности на дорогах.
— Есть примеры, когда на дороге установлен знак «40», а сразу за ним камера, хотя трасса прямая, перехода рядом нет. Обычно это так называемые треноги, к ним больше всего вопросов, — рассказал он.
Системы фотовидеофиксации нарушений ПДД оказывают существенное влияние на снижение аварийности, отметил руководитель российской Госавтоинспекции. Но камеры должны работать прежде всего там, где они нужны, на наиболее аварийно-опасных участках дорог, подчеркнул он. Глава ГУОБДД МВД РФ пообещал избавиться от неэффективных комплексов фотовидеофиксации.
— Сегодня их уже почти 29 тыс., и там, где они установлены, видно, что происходит снижение аварийности. Мы, конечно, очень жестко подходим к тому, чтобы излишних камер не было, чтобы они стояли на тех местах, которые четко определены. Есть случаи, когда камера установлена на прямой дороге, где нет никаких препятствий, где можно двигаться безопасно, где транспортный поток разделен ограждениями — зачем нам это нужно? — отметил Михаил Черников.
Он напомнил, что с 1 сентября 2024 года вступает в силу закон, определяющий требования к размещению камер. Устройства, которые не будут отвечать им, запретят, а данные с них не будут передаваться на серверы дорожной полиции, пояснил эксперт.
Возрастной ценз
В ходе заседания общественного совета при МВД РФ была высказана инициатива о снижении возрастного ценза для получения водительских удостоверений. Однако глава Госавтоинспекции выступил против этого предложения. Он отметил, что идеи о снижении возраста получения водительских удостоверений звучали давно, были инициативы выдавать права с 16 или 17 лет, в том числе с определенными ограничениями, к примеру, только в сопровождении опытного водителя.
— Молодые водители у нас в зоне риска: в прошлом году на дорогах погибли более 700 таких водителей. Если снизить возраст получения водительских удостоверений, эта проблема может усугубиться, — подчеркнул Михаил Черников.
Кирилл Сазонов
Фото: Новые Ведомости
По материалам: “Известия”