Вопросы вызывают показатели по инфляции и курсу доллара
Сентябрьский макропрогноз от Минэкономразвития на ближайшую трехлетку и на 2024 год, рассмотренный правительством, в целом выглядит более благостным, чем его предыдущая, апрельская версия. А вот насколько реалистичным? По мнению экспертов «МК», есть в нем оценки вполне правдоподобные: прежде всего это показатель роста ВВП по итогам текущего года – 3,9%. Но вот что касается, скажем, инфляции и среднегодового курса доллара, тут с ведомством Максима Решетникова можно поспорить.
До конца 2024 года осталось чуть больше трех месяцев. Относящийся к нему прогноз по инфляции повышен до 7,3% с 5,1% в апрельском варианте, по курсу доллара – понижен до 91,2 рублей с 94,7. Рост реальных располагаемых доходов населения ожидается на уровне 7,1% (было 5,2%). Значительно улучшены показатели динамики промышленного производства – прогнозируется рост на 4,0% (2,5%). Кроме того, как полагают в Минэкономразвития, объем инвестиций в основной капитал увеличится на 7,8% (2,3%), экспорт – до $427,6 млрд с $424,5 млрд, а импорт снизится до $294,9 млрд с $302,9 млрд в 2023 году.
Как оценить новые прогнозные рубежи?
«В макростатистике от Минэкомразвития бросается в глаза большая разница между апрельским и сентябрьским прогнозами, – говорит руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. – Спрашивается, за счет чего промпроизводство увеличится аж на 4%, вместо прежних 2,5%? Скорее всего, это связано с дополнительными вливаниями, в том числе государственными, в обрабатывающий сектор. Компании, занятые в исполнении гособоронзаказа, могут себе позволить работать на полную мощность с извлечением максимума прибыли. Тогда как многие другие предприятия едва сводят концы с концами, поскольку серьезно ограничены в росте из-за сверхдорогого кредитования».
Если говорить о доходах населения, апрельское значение превышено практически на два процентных пункта. Это вроде бы хорошо, но ситуация обусловлена тотальным кадровым голодом и огромной конкуренцией среди работодателей за персонал. В то же время рост зарплат не всегда коррелирует с наращиванием производства и реальной прибылью компаний, и это тревожный сигнал, рассуждает Шнейдерман. Что касается статистики по экспорту-импорту, значения могли быть выше на десятки процентов, поскольку до сих пор не решена проблема с международными расчетами: так, китайские банки «заворачивают» до 80% операций из России.
«С одной стороны, прогноз Минэкономразвития отвечает реальным тенденциям, с другой – вызывает ряд вопросов, – отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. – У нас пока сохраняется перегрев экономики, о чем свидетельствует слабое охлаждение потребительского спроса. При этом у нас достаточно высокая годовая инфляция – на уровне 8,94% по состоянию на 16 сентября. В целом с показателем роста ВВП в 3,9% по текущему году можно согласиться, кстати, тут нет явных разногласий с прогнозом ЦБ в 3,5-4%. Совсем другое дело – инфляция, которую разгоняют и будут разгонять очень мощные факторы: это и наблюдаемое подорожание импортной продукции из-за проблем с трансграничными расчетами, это и ослабление курса рубля в августе и сентябре (что рано или поздно транслируется во внутренние цены), это и предсказуемо более низкий, чем в прошлом году, урожай зерновых, это и предновогодний разогрев потребительского спроса. Соответственно, уровень потребительских цен по итогам года точно будет выше прогноза Минэкономразвития».
Не впечатляет и цифра 7,8%, на которую, предположительно, вырастут инвестиции в основной капитал. По итогам первого полугодия они прибавили 10,9%, то есть, деловая активность идет на спад. И вряд ли ее будет стимулировать федеральный инвестиционный налоговый вычет. А самое неприятное, по словам Масленникова, в том, что в январе-июне сальдированный финансовый результат (объем прибыли, очищенной от налогов) оказался на 5,8% ниже, чем за аналогичный период 2023-го. Абсолютно не радует и растущий разрыв между темпами роста заработных плат и производительности труда, чреватый дополнительным ускорением инфляции. Это показатель очень сильного макроэкономического заболевания.
«Что касается динамики курса доллара, наиболее реалистичным видится коридор 92-94, – резюмирует Масленников. – Говоря о 91,2 руб. за доллар, Минэкономразвития исходило из предпосылки, что ситуация с международными платежами нормализуется к концу года. Но пока просвета не видно. Не позволяет согласиться с сентябрьским прогнозом и текущая динамика цен на нефть. Спрос на мировых рынках не растет, среднегодовая цена будет ниже $80 за баррель, негативно отражаясь на торговом и платежном балансе российской внешней торговли и, соответственно, курсе рубля. Апрельский прогноз Минэка явно был более правдоподобен».
Георгий Степанов
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”