Повысить градус

В ресторанах могут ввести квоту на отечественное вино

Рестораны могут обязать включать в меню и винные карты до 20% отечественного вина. Соответствующую квоту предложил ввести Минпромторг. Мера направлена на поддержку российских производителей, она позволит добиться более широкой представленности местной продукции на рынке, указывают эксперты. Однако важно работать не только с предложением, но и со спросом, занимаясь информированием потребителей. Как новая квота скажется на ресторанном бизнесе — узнали «Известия».

В обязательном порядке

Минпромторг России предложил установить обязательную долю отечественного вина в винных картах ресторанов. Соответствующий законопроект размещен для общественного обсуждения. Квота установлена на уровне 20% от общей доли вин в ассортименте заведений. Норму также предлагают распространить на магазины, осуществляющие розничную торговлю вином.

Российские потребители, по мнению авторов инициативы, не всегда могут познакомиться с отечественными производителями, поскольку в ресторанах доминируют иностранные бренды. Аналогичная проблема наблюдается и в сфере розничной торговли.

При этом виноградарство и виноделие исторически являются традиционными отраслями для многих южных субъектов РФ и играют важную роль в их экономике.

Количество виноградных насаждений в России увеличивается с каждым годом. В 2023 году их общая площадь составила 105,3 тыс. га, что на 4,05% больше, чем годом ранее, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Ожидается, что по итогам 2024 года она вырастет до 107 тыс. га.

Закономерно растет и производство винодельческой продукции в стране. В период с января по июнь 2024 года оно составило 30 млн дал, что на 21% выше объема аналогичного периода прошлого года. Большую часть составляет тихое вино — 15,7 млн дал. На игристое пришлось 6,1 млн дал, а на крепленое — 713,5 тыс. дал.

Это говорит об отсутствии рисков того, что отечественные виноделы не смогут обеспечить рестораны и торговые площадки необходимым объемом вина, убеждены в Минпромторге.

Несмотря на это, в 13 субъектах РФ доля наименований отечественного тихого вина составляет менее 20%. Наиболее низкие показатели наблюдаются в Москве (9,1%), Московской области (12,4%) и Санкт-Петербурге (11,9%). Там же на отметке ниже 20% находится и доля игристых вин. Таким образом, в большей степени новая норма затронет именно эти регионы.

Введение квоты должно простимулировать производителей к развитию ассортимента и к занятию новых ценовых и качественных ниш, ранее представленных исключительно зарубежными брендами. Ожидается также, что расширение возможностей сбыта приведет к развитию конкуренции и росту качества, что поспособствует развитию экспортного потенциала российского виноделия.

Редакция «Известий» направила запрос в Минпромторг РФ. На момент выхода публикации ответ не поступил.

Вопрос масштаба

Изначально с инициативой об установлении квоты выступило управление Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР), напоминает ее исполнительный директор Алексей Плотников.

— Мы предлагали установить в качестве целевой величины 50% и двигаться к ней поэтапно. Но пока коллеги остановились на величине 20%, — отмечает эксперт.

Подобная квота, по его мнению, является необходимой, поскольку сегодня отечественные сети предпочитают иметь на своих полках лишь самые популярные позиции российского вина, не поддерживая широкого ассортимента. Между тем в России производится почти 3 тыс. вин с защищенным наименованием и около 8 тыс. позиций винодельческой продукции в целом.

— Мы хотим с помощью этой меры подтолкнуть каналы сбыта к расширению ассортимента и к более активному продвижению российского виноделия, — указывает Плотников. И это, по его словам, действительно лишь мягкий толчок, поскольку текущая доля российских вин в сетях и так близка к 20%. Ни о каком двух-трехкратном увеличении речи не идет, просто в отдельных регионах сетям потребуется нарастить свой ассортимент на единицы процентов.

Квота Минпромторга рассчитана довольно разумно, убежден руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. Однако важно учитывать, что ассортимент у разных форматов торговли также является разным.

— Если мы придем в винотеку, там может быть 3–4 тыс. наименований вина. Если мы придем в маленький магазин, который работает в формате дискаунтера, там всех вин будет 30 наименований, — разъясняет собеседник «Известий».

Не менее важно учитывать и формат работы производителя, подчеркивает Ставцев. Существуют небольшие винодельни, производящие всего 300–400 тыс. бутылок в год, обращает внимание он. Такая продукция не будет представлена в торговых сетях.

— А есть крупные винодельни, которые работают с ориентиром на ритейл. И у них из 350 наименований 50 подходят для розничной торговли, — уточняет эксперт.

Концептуальный спрос

Рестораны уже сейчас торгуют отечественным вином, напоминает председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров, омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов. Раньше бизнес сам определял, что ему продавать. И это, по мнению эксперта, совершенно логично, ведь рестораны платят аренду, налоги и несут все риски.

— Теперь же бизнесу придется в обязательном порядке торговать отечественным вином в соответствии с новыми правилами, — объясняет эксперт.

При этом существенных проблем с обеспечением представленности 20-процентной доли в ресторанах Алексей Плотников не видит. В Москве есть несколько заведений, у которых винная карта является полностью российской, указывает он. Отечественная продукция представлена и в крупнейших ресторанах премиум-класса. Всем этим заведениям не придется даже менять винные карты, у них уже сейчас доля отечественного вина выше 20%.

В настоящий момент объемы российского вина, реализующегося в ресторанах, напрямую зависят от концепции заведения, уточняет Миронов.

— Если это итальянский ресторан, то российское вино будет там продаваться в минимальном объеме. В ресторанах российской направленности оно продается в больших пропорциях. Сейчас всё зависит не от желания ресторана, а от запроса потребителя. Бизнес продает то, что у него будут покупать, — отмечает собеседник «Известий».

Впрочем, жесткое разделение по направленностям сегодня является надуманным стереотипом, полагает Алексей Плотников. Российское вино, по его словам, давно не уступает по своему качеству европейским аналогам и может аккомпанировать кухне практически любой страны.

Пойти на уступки

Не все представители ресторанного бизнеса согласны с новой инициативой. Текущее предложение Минпромторга нереалистично, считает CEO альянса White Rabbit Family Артем Павленко. Российские производители, по его мнению, не смогут обеспечить ресторанный рынок РФ необходимым количеством продукции высокого качества.

— К самой инициативе относимся положительно, но долю рекомендуем сократить до 5–7%, — признается эксперт.

Предлагаемая мера, по его словам, прежде всего ударит по ресторанам fine dining (заведения премиум-класса), винные карты которых насчитывают сотни позиций.

— В случае принятия данных ограничений мы рискуем оказаться в ситуации, когда рестораны будут вынуждены сокращать винные карты до 50–60 позиций с текущих 200–400, — объясняет Павленко.

Однако власти, прислушавшись к мнению игроков рынка, уже ищут выход из сложившейся ситуации. В частности, на недавнем заседании совета по экономической политике в Госдуме были достигнуты предварительные договоренности между Минпромторгом и бизнесом, ориентированные на решение данной проблемы, указывает Сергей Миронов.

— Сейчас мы разговариваем о том, чтобы рестораны, имеющие в винной карте более 100 позиций, имели право включать до 20 позиций российского вина, а не 20%. Таким образом мы упрощаем порядок, чтобы бизнес не пострадал, — передает эксперт.

Окончательное решение по этому вопросу еще не принято, однако предварительных договоренностей уже удалось достичь, уточняет он.

Еще одна сложность при обязательном включении российской продукции в винные карты, заключается в том, что у каждого сомелье есть собственное представление о том, как они должны быть составлены, отмечает шеф-сомелье ресторана Savva Янина Мартынюк. И выбор вина осуществляется, исходя из этих предпочтений.

Правда, сегодня существует большой тренд на российское вино, поэтому каждый уважающий себя сомелье или ресторан включает отечественную продукцию в свою карту. Это должно стать первым, но не единственным шагом к поддержке российских производителей.

— Необходимо устраивать фестивали, знакомить потребителей с хорошими российскими винами. Их уже сегодня немало, и появляется всё больше, — заключает Мартынюк.

«Известия» запросили информацию у нескольких ведущих отечественных производителей, но на момент публикации материала ответы не поступили.

Комплексный подход

Немало для поддержки виноградарей и виноделов сегодня делают и власти. Государственную политику, направленную на защиту интересов производителей, можно назвать достаточно эффективной, убежден Александр Ставцев. Среди мер поддержки он выделяет субсидирование виноградников и лизинговые программы, стимулирование производства российского винодельческого оборудования.

— Пошлины на импортные вина повышены в два раза. Акциз возвращается виноделам в размере больше 100 рублей. Новая инициатива как отдельная мера, возможно, не оказалась бы эффективной, но как часть комплекса мер поддержки — безусловно, — считает собеседник «Известий».

В первую очередь квота направлена на формирование представленности российской продукции в рознице. Но широкий ассортимент еще не означает, что вина будут покупать, указывает Ставцев.

— Поэтому важно уделять внимание не только формированию предложения на полках, но и стимулированию спроса, чтобы люди искали российские вина, обращали на них внимание и выбирали, — полагает эксперт.

В настоящий момент для успешной популяризации отечественного вина необходима комплексная работа по трем направлениям, уверен Ставцев. Виноделы, по его мнению, должны работать над развитием российских терруаров, а государство — над увеличением представленности и ценовой доступности отечественного вина. Третье направление — информированность покупателей, в том числе через средства массовой информации.

— Это три кита, на которых будет стоять развитие российского виноделия. И это то, что происходит прямо сейчас, — резюмирует эксперт.

Валентина Аверьянова

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

В управделами президента России прокомментировали цену обедов в Госдуме

Далее

Экономия по-французски

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru