Добавленное в стоимость

Ценам на сливочное масло может понадобиться госрегулирование

Ценам на сливочное масло в России может понадобиться государственное регулирование. По данным Росстата, за август и сентябрь они выросли на 7,9%, а с начала года — почти на 18%. На ситуацию обратили внимание в Госдуме, где просят власти вмешаться в ситуацию. В ФАС сообщили, что уже проводят анализ обоснованности повышения оптово-отпускной стоимости этого товара. По данным службы, причиной подорожания стал рост себестоимости его производства, в том числе вследствие увеличения затрат на закупку сырого молока и молочных жиров. Служба организовала работу по заключению на региональном уровне долгосрочных соглашений с бизнесом. Участники рынка в свою очередь говорят о более существенном росте цен на масло с начала года, при этом фиксацию стоимости продукции считают избыточной мерой.

Почему цены на сливочное масло продолжают расти

Розничные цены на сливочное масло в России за август и сентябрь увеличились на 7,98%, а с начала года рост составил 17,96%. За первую неделю октября, согласно официальным данным Росстата, они выросли еще на 1,6%. Это может стать причиной для вмешательства государства в ценообразование, право на которое возникает у правительства, если в течение 60 дней подряд рост цен составляет 10% и более с исключением сезонного фактора.

На ситуацию уже обратили внимание в Госдуме. Вице-спикер нижней палаты парламента Борис Чернышов направил соответствующее обращение на имя главы Минэкономразвития Максима Решетникова. Это ведомство уполномочено принимать решения по установлению предельных цен на социально-значимые товары первой необходимости. С документом ознакомились «Известия».

«Прошу вас рассмотреть возможность установления предельно допустимой розничной стоимости сливочного масла. С соответствующими просьбами в мой адрес обращались граждане, которые отмечали ускорившийся рост цен на этот продукт», — сообщил министру вице-спикер Госдумы.

Депутат также предлагает провести мониторинг цен, а в случае подтверждения этой информации инициировать введение правительством ограничения стоимости товара.

— Есть основания полагать, что рост может продолжиться и в октябре. Именно на этот случай правительством был предусмотрен механизм стабилизации цены, который должен быть оперативно применен, поскольку масло — популярный и востребованный у россиян продукт, — пояснил «Известиям» депутат.

В пресс-службе Минэкономразвития сказали, что на данный момент письмо депутата в ведомство не поступало, но оно будет рассмотрено в установленном порядке в случае поступления. При этом там отметили, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит мониторинг ситуации на рынке для недопущения необоснованного повышения цен.

В ФАС «Известиям» сказали, что служба уже направила запросы крупнейшим производителям сливочного масла.

— Организации должны предоставлять в службу информацию о каждом планируемом повышении отпускных цен на указанную продукцию до конца 2024 года. На основе представляемых данных служба проводит соответствующий анализ обоснованности увеличения стоимости. Из уже представленной информации следует, что причиной подорожания масла является рост его себестоимости, в том числе вследствие увеличения затрат на закупку сырого молока и молочных жиров, — пояснили в ведомстве.

Также там добавили, что ФАС организовала работу по заключению на региональном уровне соглашений между органами исполнительной власти регионов и хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары, включенные в перечень социально значимых. В случае выявления необоснованного повышения цен ФАС будет применять меры антимонопольного реагирования, добавили в службе.

«Известия» направили запрос в Минсельхоз с просьбой прокомментировать ситуацию с ценообразованием масла.

Причины роста цен на молочную продукцию

Подорожание сливочного масла обусловлено увеличением издержек производителей, заявил «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

— С начала года оптовые закупочные цены на масло выросли почти на 31% в связи с ростом себестоимости производства и молочного животноводства. В октябре всё еще сохраняется повышенная динамика: за последний месяц увеличение этого показателя составило более 8%. Торговые сети не перекладывают весь объем повышения на потребителей, розничные цены на сливочное масло растут ниже закупочных, — пояснил представитель бизнеса.

По его словам, ритейлеры стараются сдерживать динамику цен через совместную работу с производителями: промоакции, развитие собственных торговых марок, экономичные решения в упаковке — в частности, расширение линейки продукции в больших упаковках объемом более 400 грамм.

— Тенденцию к уменьшению размеров упаковки мы не наблюдаем — масло в 100-граммовых пачках присутствует в ассортименте торговых сетей в количестве одного-двух наименований. В основном, это соленое или порционное масло, чья доля на полках не превышает 1–1,5% от ассортимента, — подчеркнул Игорь Караваев.

При этом в АКОРТе считают, что законодательное ограничение торговой наценки — избыточная и неэффективная мера, которая нарушает рыночные механизмы ценообразования. Она лишит торговые сети возможности сбалансировать увеличение стоимости путем динамического саморегулирования наценки на другие товары, что, в конечном итоге, приведет к подорожанию всего ассортимента, пояснил эксперт.

В то же время он отметил, что все необходимые меры по недопущению резких ценовых скачков на социально значимые продовольственные товары уже предусмотрены на уровне правительства.

Цены на молочную продукцию и масло сегодня сильно растут отчасти из-за повышения ключевой ставки, заявил «Известиям» руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов.

— Это связано с тем, что в молочке заложена стоимость транспортировки и лизинг техники транспортных компаний. Так как лизинг привязан к ключевой ставке, последняя играет на рост инфляции на молочном рынке, — пояснил эксперт.

По его словам, по оценке первой недели октября уровень инфляции составляет примерно 8,2–8,3%.

— Это говорит о том, что инфляция начала снижаться, но очень слабо. Мы имеем реальный шанс в декабре получить ее в районе 8% с учетом того, что сезонное удешевление продуктов нивелируется и цены на них опять будут расти. Можно сказать, что ключевая ставка пока мало работает. Скорее, будет проблема с доступностью кредитов, чем охлаждение инфляции. Тем более, что ЦБ говорит о том, что планирует и дальше ее повышать. Естественно, у компаний возникает желание взять кредит прямо сейчас, так как в следующем месяце будет хуже, — пояснил он.

Дмитрий Белоусов привел в пример ситуацию на рынке бензина и топлива в России, где удалось стабилизировать цены — был введен мораторий на экспорт продукции.

— Можно надеяться, что после прохождения сезонного спроса, на этом рынке начнется торможение цен. А вот с молочкой и, отчасти, с мясом, вопрос сложный. С хлебом увеличение стоимости также небольшое, но очень устойчивое, — отметил он.

По словам эксперта, среди возможных мер, с одной стороны, нужно «пересобирать кооперационные цепочки, а с другой — способствовать заключению соглашений по сдерживанию цен». Кроме того, использовать механизмы по предотвращению «импортной» инфляции и ценообразованию по экспортному паритету.

— Также нужны меры по контролю за оттоком капитала и возвращению экспортной выручки от продаж нашего сырья за рубеж. Это стоит ужесточить, так как курс опять начал ослабевать из-за того, что под Новый год население скупает импортную продукцию, а торговля начнет им активно закупаться уже с ноября, — сказал Дмитрий Белоусов.

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович заявил «Известиям», что продуктовая инфляция в России выше, чем просто инфляция, которая находится в районе 8%.

— Продуктовая инфляция сейчас в районе 10%. Но это средняя температура «по больнице», так как есть товары, которые уходят на плюс 20%, а есть те, которые стоят на нулях, — пояснил он.

По его словам, ситуация со сливочным маслом объяснима, так как в нем присутствуют импортные жиры.

— Значительная часть импортного молока в Россию сегодня завозится из Белоруссии. В каком объеме и по какой стоимости она предложит свою продукцию, так это отразится и на ситуации с ценами, — сказал эксперт.

При этом Георгий Остапкович, напротив, считает, что повышение ключевой ставки сыграло положительную роль. Если бы ЦБ этого не сделал, то официальная инфляция была бы не 8%, а 15%, считает эксперт. При этом он не исключает, что в октябре ключевая ставка повысится еще до 20%, а до конца года может быть увеличена до 22%. Это будет зависеть от того, как поведет себя инфляция, отметил он.

Инфляция и другие факторы оказывали влияние на цены и на другие товары. Так, в сентябре, по данным Росстата, апельсины подорожали на 14,8%, огурцы — на 6,3%, лимоны — на 2,6%, помидоры — на 1,6% и т.д. Среди молочных продуктов стоимость сметаны увеличилась на 4,2%, молока стерилизованного — на 3,6% и пастеризованного — на 3,4%. Из рыбопродуктов подорожала икра лососевых рыб на 12,6%.

Рост цен за год с начала 2024-го зафиксирован и на яйца — на 23%. В 2023-м отмечался дефицит этого продукта в регионах — их продавали даже поштучно. В результате правительство вынуждено было принять целый ряд мер. В том числе обнулить пошлины на импортную продукцию, а также начать переговоры с дружественными государствами об увеличении поставок. А в сентябре этого года, как писали «Известия, в качестве еще одной меры по стабилизации ситуации ФАС предложила запретить торговым сетям брать вознаграждение от поставщиков (оно составляет до 5% от стоимости приобретенных яиц) за реализацию определенного количества товара.

Наталья Башлыкова

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Сто бед в пакет

Далее

«Этот план не о победе Украины»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru