Названы алкогольные пристрастия молодежи
Водка — самый традиционный русский алкогольный напиток. И одновременно тот, который окружает больше всего стереотипов, мифов и странных легенд. Не обходится и без стигматизации: нередко фразы «Ну не водку же!» запросто можно услышать из уст тех, кто легко и непринужденно опрокидывает джин, ром, текилу и разнообразные настойки рюмку за рюмкой… точнее, простите, шот за шотом. В 2024 году рекордно выросли продажи водки, но в то же время сократилось число тех, кто предпочитает именно ее. В сорокоградусных парадоксах разбирался «МК».
Как рассказала в беседе с корреспондентом «МК» доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Ильяшенко, по данным системы государственной статистики ЕМИСС за январь-ноябрь 2024 года объем производства всей алкогольной продукции (без учета пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 1,5% и составил 169,9 млн декалитров.
— Объемы производства в принципе отражают вкусовые предпочтения россиян. На спиртные напитки крепостью свыше 9% приходится 107 млн декалитров, из которых около 2/3 объема выпуска занимает водка. Производство коньяков и иных крепких спиртных напитков также демонстрирует рост в среднем на 16%, — рассказала эксперт.
Она добавила, что в розничных продажах водка также является абсолютным лидером – на нее приходится 63% продаж крепких спиртных напитков и темпы роста потребления не меняются который год подряд: увеличиваются примерно на 6%.
Цифры будто бы говорят сами за себя — искоренить водку из русской гастрономической и алкогольной традиции невозможно. Однако в такую же традицию уже успели превратиться стереотипы, которые водку окружают.
«Выпили бы коньяка с грибной лапшой!»
«Страдаю каждую зиму за праздничными столами, — признается женщина на страницах социальной сети. — Когда холодно, совсем не хочется белого вина, а красное я в принципе не люблю. Да и русская кухня, все наши грибочки, холодцы, сало да селедка очень располагает к тому, чтобы попросить пару рюмок водки. Но стесняюсь: меня так воспитали, что женщине водку пить неприлично, это мужской напиток».
Гендерные стереотипы — одни из многих, окружающих главный русский алкоголь. Хотя с очевидным не поспоришь: принцип локальности и гастрономической совместимости никто не отменял, и не стоит пытаться его опровергать. Как и любой другой напиток, водка хороша в сочетании со своими «земляками», ведь к национальной кухне — национальный напиток. Борщ, щи, солянка или уха, селёдка, солёные и маринованные грибы, квашеная капуста, пирожки со всеми мыслимыми начинками, пельмени, сало с горчицей на бородинском хлебе, холодец с хреном и далее по списку.
«Хорошо помню один эпизод, — добавляет другая участница дискуссии в соцсети. — Я пришла в гости к подруге зимой и жутко замерзла по дороге. Самой подруги еще не было, на работе задерживалась, и её муж налил мне грибной лапши и стопку водки. Когда подруга вернулась, она была в ужасе: мол, ну зачем же вы водку пьете, как маргиналы какие-то, взяли бы вина или хотя бы коньяка! С трудом представляю себе коньяк с грибной лапшой…».
«Она немного старперская»
Водка долгое время была символом русского застолья и одним из самых популярных крепких напитков в стране. Однако за последние десятилетия россияне, особенно молодежь, стали меньше пить крепкий алкоголь, отдавая предпочтение более легким напиткам. Поколение «зуммеров» (рожденные в начале 2000-х годов. — Прим. «МК») чаще выбирает здоровый образ жизни, спорт и предпочитает алкоголю полезные привычки. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, за 2006–2019 годы доля пьющей молодежи уменьшилась в 2,3 раза. Молодые люди чаще выбирают спорт и здоровый образ жизни вместо алкоголя.
Отсюда — естественное следствие: водка все чаще воспринимается скептически. По крайней мере, в глазах юных. Выпить водки приемлемо, скажем, за семейным столом с отцом или дедушкой, которые просят составить компанию, — а вот для компании друзей и ровесников лучше подойдет что-то другое. Водка может восприниматься молодыми людьми с предубеждением, о чем нам рассказал Михей, 20 лет: «Мне кажется подростки не любят водку именно из-за ее репутации, из-за связанных с ней предрассудков. Она немного старперская». Однако эта репутация не мешает использовать водку как основу для коктейлей или настоек. «Водку легко можно мешать с любым безалкогольным напитком и делать коктейли. Это своего рода концентрат», – поделился Савелий, 19 лет.
Здесь, может быть, есть определенная доля лукавства, ведь настойка — по сути та же водка, только с добавками, а большая часть коктейлей-лонгдринков вроде водки с соком была придумана именно ради того, чтобы меньшей дозой добиться большего эффекта опьянения.
«Считаю, что молодежь в целом меньше пьет, чем, например, наши родители. Водка актуальна для тех, кто ищет в алкоголе быстрый эффект увеселения, а раз таких становится меньше, то и актуальность водки падает», – считает Регина, 21 год.
Эти изменения в потреблении алкоголя связаны и с культурными особенностями тех, кому чуть-чуть за двадцать. Алкоголь для зуммеров – это средство социальной активности, а не способ поднять настроение. Молодёжь чаще пьет в барах, где можно свободно смешивать алкоголь и пробовать разные напитки. Этим объясняется их пристрастие к коктейлям: тяга к экспериментам побуждает выбирать что-то новое вместо традиционной водки.
«Я предпочитаю ром или виски, очень люблю пить разные настойки, – говорит София, 20 лет. – Отношение к водке скорее нейтральное, пью ее меньше всего».
Таким образом, водка все реже оказывается на столе зуммеров как самостоятельный напиток, уступая место различным миксам на ее основе. Она больше не символ застолья, а скорее инструмент для экспериментов, который вписывается в их стремление к новому и необычному.
Дарья Тюкова, Ирина Бричкалевич,
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”