Закоротило

Россияне могут лишиться доступных электромобилей и гибридов

С начала года в России резко выросли ставки утилизационного сбора на электромобили и последовательные гибриды. Это приведет к росту цен на такие модели, причем заметнее всего он будет в отношении доступных версий «зеленых» машин, отмечают эксперты. Решение будет способствовать увеличению доли серого импорта и снижению официальных продаж, полагают специалисты. Подробности — в материале «Известий».

Энергетический рост

Впервые за несколько лет резко выросли ставки утилизационного сбора на электромобили и последовательные гибриды. Это предусмотрено вступившим с 1 января 2025 года соответствующим пунктом постановления правительства РФ от 13 сентября 2024 года. Если на модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) ставки утильсбора были увеличены и в октябре прошлого года, и в январе нынешнего, то индексация ставок для «зеленых» машин произошла только сейчас.

Если прежде на «электрички» и гибриды коэффициент, на основании которого определяется размер утильсбора, составлял 1,63 (для моделей до трех лет) и 6,1 (для моделей старше трех лет), то теперь они составляют 33,37 и 58,7 соответственно. С учетом базовой ставки в 20 тыс. рублей в денежном эквиваленте это составляет 667,4 тыс. и 1,174 млн рублей соответственно. Прежде размер утилизационного сбора на такие машины был равен 32,6 тыс. рублей и 122 тыс. рублей. Таким образом, с 1 января 2025 года он увеличился более чем в 20 раз.

При этом по итогам прошлого года доля электрокаров в продажах, по данным аналитического агентства «Автостат», составила 1%, а гибридов (как параллельных, так и последовательных) — 4%. И если продажи электромобилей за 2024 год выросли на 26%, то гибридов — почти в два раза.

Удар по доступным моделям

Новые размеры утилизационного сбора на электрокары и гибриды неизбежно скажутся на их цене, в особенности относительно доступных моделей, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты.

— Очевидно, что те самые 667,4 тыс. рублей будут заложены в розничную цену автомобиля. И если для премиального электрокара или гибрида стоимостью 10–12 млн рублей такое повышение будет относительно незаметно на фоне общей высокой стоимости машины, то для моделей, которые стоят 2,5–4 млн рублей, такая прибавка будет весьма существенной, — заявил «Известиям» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

По его словам, даже относительно доступные «зеленые» на фоне конкурентов с традиционными ДВС и раньше были заметно дороже. Теперь же, когда они дополнительно прибавят в цене минимум 667 тыс. рублей, эта разница будет более заметной. Что в итоге негативно скажется на спросе, полагает эксперт.

Повышение ставок утилизационного сбора на электрокары и гибриды с 1 января 2025 года окажет значительное влияние на рынок «зеленых» автомобилей в России, считает управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк. Увеличение цен на такие авто может оттолкнуть покупателей, особенно тех, кто рассматривает приобретение электромобиля или гибрида в качестве варианта для экономии, отмечает она.

— Повышение цен негативно скажется на спросе. Потребители могут отказаться от покупки или переключиться на более доступные традиционные автомобили, что приведет к снижению и без того незначительной доли электрокаров на рынке России. Впрочем, сегмент премиальных «электричек» вряд ли сильно пострадает, поскольку потребители с высокими доходами всегда менее чувствительны к росту цен, — рассказала она в разговоре с «Известиями».

Директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх отмечает, что рост ставок для электрокаров и гибридов не сильно повлияет на этот сегмент в целом и доля электромобилей и гибридов будет расти в любом случае. Цены вырастут, но, учитывая все плюсы этих автомобилей, интерес клиентов будет увеличиваться, считает он.

— Повышение ставки утильсбора сильнее скажется на массовых моделях. Однако, несмотря на ежегодный инфляционный рост цен на автомобили и увеличение таможенных и утилизационных сборов, спрос зависит также от множества других факторов. Общий рынок РФ, вероятно, сократится, но доля гибридов и электромобилей на нем увеличится благодаря развитию новых технологий и появлению новых моделей, — уверен Сергей Мелюх.

Работать «по-серому»

Не предвидит значительного снижения интереса к электрокарам и гибридным моделям и главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов. Однако он считает, что повышение ставок утильсбора на такие модели сделает сегмент этого рынка более «серым».

— Официальные импортеры не смогут ввозить машины по серым и черным схемам, в то время как неофициальные продавцы наверняка найдут способы и схемы обхода повышенных ставок. Например, станут ввозить машины на заказ под определенного клиента. Поскольку в этом случае машина юридически ввозится на физлицо, для нее действуют прежние льготные ставки утильсбора. Таким образом, вместо цивилизованного рынка электрокаров и гибридов мы, к сожалению, приходим к реалиям конца 90-х — начала 2000-х годов, — заявил он «Известиям».

Поддержать отечественное

По данным «Автостата», в прошлом году из всех проданных в нашей стране новых электромобилей только 18% пришлось на модели, собранные в России, остальные 82% — это импорт. При этом, согласно единому плану по достижению национальных целей развития РФ к 2030 году, количество выпускаемых в РФ электромобилей и последовательных гибридов должно вырасти до 54 тыс. штук.

Повышение утильсбора на эти модели — один из способов защитить отечественных производителей, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Однако при таких объемах их выпуск будет нерентабельным, отмечает он.

— Экономически целесообразно выпускать автомобиль даже по методу крупноузловой сборки, если речь идет о 15–20 тыс. машин в год. Достигнуть планируемых показателей к 2030 году можно будет, если речь пойдет о двух, максимум трех моделях, которые будут выпускаться в нашей стране, — заявил он.

Чтобы эти электрокары и гибриды считались российскими, а их производители имели льготы по уплате утильсбора, необходим высокий уровень локализации, напоминает Максим Кадаков. Помимо сварки и окраски кузовов требуется также использование других отечественных комплектующих — батарей и электромоторов, отмечает он.

Российские электрокары не подорожают?

Отечественные производители «зеленых» моделей заявили «Известиям», что, несмотря на повышение утилизационного сбора, они постараются удержать цены на свою продукцию.

— На данный момент мы не планируем повышение цен на электромобили и гибриды, производимые в Липецкой области, из-за изменения ставки утилизационного сбора. С целью поддержки автомобильных предприятий правительство РФ предусмотрело отсрочку уплаты этого платежа до середины декабря 2025 года, что в том числе позволяет не повышать цены. Такая мера существенным образом снижает кредитную нагрузку, увеличивая оборотный капитал автопроизводителей до момента уплаты утилизационного сбора в конце года, — заявили «Известиям» в пресс-службе Evolute.

В компании рассказали, что работы по «русификации» автомобилей, выпускаемых на заводе в Липецкой области, продолжаются. В частности, идет подготовка к запуску цехов сварки и окраски, активно идет процесс над локализацией наукоемких компонентов, таких как электромоторы и тяговые батареи.

Директор по продажам МАЗ «Москвич» Тимур Рахманкулов рассказал «Известиям», что повышение утильсбора, безусловно, окажет свое влияние на ценообразование, так как по действующим правилам производитель сначала уплачивает его в бюджет, а только в конце года получает компенсацию согласно набранным баллам.

— Мы внимательно подходим к процессу ценообразования, отталкиваясь от рыночных реалий, поэтому будем действовать аккуратно. Мы будем продолжать продвижение экологического транспорта и транспорта на новых источниках энергии, следовательно, продолжим производство электромобилей «Москвич 3е», — подчеркнул он.

Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров

Фото: Новые Ведомости

По материалам: “Известия”

Ранее

Назад на пенсию

Далее

Нахохлились и ждут

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru