Трамп нацелился на помощь QUAD в борьбе с Китаем
Новая администрация в США приступила к работе. Практически сразу глава Госдепа Марко Рубио встретился с коллегами из QUAD — четырехстороннего диалога по безопасности. В альянс входят Индия, Австралия, США и Япония. Эта группа государств создана в первую очередь для противодействия Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе. Подробности — в материале «Известий».
Главная американская угроза
Первой миссией нового госсекретаря США Марко Рубио стали переговоры на уровне министров иностранных дел QUAD, которые состоялись 21 января. Рубио — последовательный критик Китая. На слушаниях в сенате, где его кандидатуру утверждали на пост главы Госдепа, он заявил, что Коммунистическая партия Китая представляет уникальную опасность, а исходящие от Пекина угрозы являются «самыми сильными и опасными» за всю историю США. По его мнению, даже противостояние с СССР не было таким острым.
«В настоящее время китайцы являются технологическим противником, конкурентом в промышленности, экономике, геополитике, научным конкурентом. Во всех сферах. Это чрезвычайный вызов», — заявил Рубио.
Он также добавил, что, если не принять меры, через 10 лет многое в жизни американцев будет зависеть «от того, позволят ли нам это китайцы или нет».
Встреча Рубио с министром иностранных дел Австралии Пенни Вонг, главой МИД Индии Субраманьямом Джайшанкаром и министром иностранных дел Японии Такэси Ивая должна продемонстрировать активное участие США в делах Индо-Тихоокеанского региона.
Инициативу по совместному сдерживанию Китая Дональд Трамп стал отстаивать еще во время своего первого президентского срока.
Перешли на высший уровень
В сентябре состоялся последний саммит в формате QUAD. Учитывая, что двое глав государств — президент США Джозеф Байден и японский премьер Фумио Кисида — покидали свои посты, союзники постарались сохранить «долгосрочную устойчивость» и «привычку сотрудничать».
При этом итоговое заявление в разделе, касавшемся Украины, показало, что между участниками нет полного единства в международных вопросах. Стороны выступили в поддержку «всеобъемлющего, справедливого и долгосрочного мира в соответствии с международным правом, целями и принципами Устава ООН, включая уважение суверенитета и территориальной целостности». Помимо этого, прозвучали жалобы на негативное влияние конфликта на энергетическую и продовольственную безопасность.
Однако Москву в этом контексте не упомянули ни разу. Вероятно, это стало результатом позиции, которую занимает Индия во главе с премьер-министром Нарендрой Моди. Нью-Дели с самого начала обострения конфликта на Украине подчеркивал свою нейтральность, выступая против присоединения Индии к антироссийским санкциям.
Диалог в формате QUAD стал формироваться в 2007 году, когда бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил концепцию «Азиатской дуги свободы и процветания». После этого состоялись контакты представителей Японии, Австралии, Индии и США. Однако спустя год форум практически перестал существовать.
Во время первого срока Дональда Трампа на посту президента США деятельность QUAD восстановили. В 2019 году в Нью-Йорке состоялась первая встреча в формате глав МИДов.
С 2021 года бывший президент США Джозеф Байден решил проводить встречи на высшем уровне в формате QUAD. С тех пор лидеры организовали два виртуальных и четыре очных саммита.
Новая арена соперничества
Для того чтобы обеспечить долговечное партнерство, в американском конгрессе учредили новую группу по делам QUAD из числа представителей обеих палат и обеих партий. На последней встрече лидеры четырех стран договорились с 2025 года проводить совместные операции береговой охраны в Индо-Тихоокеанском регионе, во время которых индийские, японские и австралийские военные будут находиться на кораблях США.
Помимо этого, стороны договорились об усилении партнерства в области кибербезопасности, а также в сфере сетей 5G и искусственного интеллекта и выступили за создание сети реагирования на риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами в цепочках поставок полупроводников. А также наметили провести первую встречу министров торговли и промышленности стран — участниц QUAD.
В Вашингтоне не раз сообщали, что саммит «четверки» не направлен против какого-либо другого государства.
Однако все объявленные меры, принятые ранее, по сути стали попыткой действовать в противовес Китаю и его влиянию в регионе. Например, в последнем совместном заявлении лидеры QUAD осудили «запугивающие маневры в Южно-Китайском море», явно намекая на Пекин, но не называя его.
«Четверка» также решила активизировать работу по предоставлению критически важных и безопасных технологий для Тихоокеанских островов, которые давно интересуют КНР.
Единственным государством, которое прямо раскритиковали страны QUAD, стала Северная Корея: ее осудили за «злонамеренную киберактивность» и запуски баллистических ракет.
— Индо-Тихоокеанский регион рассматривается как новая арена не только соперничества, но и, возможно, будущих военных действий. В данном контексте Китай — это центральное государство, геополитический и экономический соперник США, — отметила в разговоре с «Известиями» доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.
Научный руководитель Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов в беседе с «Известиями» указал, что нынешняя встреча в формате QUAD на уровне министров иностранных дел означает, что администрация Трампа «подтверждает приоритетность индийского направления в своей азиатской политике».
— У Дональда Трампа всегда были хорошие отношения с Нарендрой Моди. При том, что многие конкретные направления будут меняться, курс на укрепление связи именно с Индией сохранится и, наверное, будет расширяться, — считает политолог.
По мнению эксперта, несмотря на довольно скептическое отношение Трампа к многосторонним форматам, в некоторых случаях такие многосторонние форумы, как QUAD, являются привлекательными и, возможно, даже оптимальными для США.
— Трамп обычно считает, что Соединенным Штатам удобнее, привычнее и выгоднее работать в формате двусторонних отношений. Но тут другой посыл, — полагает специалист.
Он добавил, что пока рано говорить о том, как новая администрация будет выстраивать отношения с Китаем.
— Но это, конечно, сигнал Пекину, что у Вашингтона есть свои козыри в этой игре и он может их использовать. Это и Индия, и Япония, — подытожил Кортунов.
Ксения Логинова
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”