Будущих врачей и медперсонал больше не смогут готовить только в онлайн-режиме, а свои навыки они обязательно будут отрабатывать на практике
Новый закон запрещает использование исключительно дистанционного формата обучения для студентов медицинских и фармацевтических специальностей. Подготовка и переподготовка врачей и фармацевтов должны происходить только в специализированных учреждениях, обладающих научной базой, и которые способны обучать на практике. Отметим, что запрет касается программ среднего и высшего медицинского и фармацевтического образования. Образовательные учреждения, желающие вести программы подготовки, должны пройти аккредитацию в Росздравнадзоре, который проверит их на соответствие стандартам и наличие необходимой базы. Типовые образовательные программы разработает Минздрав.
Почему это актуально
На сегодняшний день в медицине сложилась порочная практика, о чем говорит ряд уголовных дел, заявил депутатам глава Минздрава Михаил Мурашко.
“От уровня подготовки кадров в сфере здравоохранения напрямую зависит качество оказываемой медицинской помощи людям, а значит – их здоровье, – подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин. – Обучение и повышение квалификации врача или фармацевта онлайн без практической подготовки – это лишь часть освоенной программы. Как результат – риски для пациента, а это недопустимо”.
Таким образом, проходить такую подготовку медработники будут в специализированных учебных заведениях, где есть научная и клиническая база, отметил спикер.
Председатель Комитета по охране здоровья Сергей Леонов (ЛДПР) подчеркнул, что предлагаемые им меры пресекут практику выдачи “филькиных грамот” об обучении и переподготовке врачей и медперсонала. “Мы считаем, что это очень серьезный шаг к развитию образования, к увеличению качества медицинского образования в нашей стране”, – заявил депутат.
Проблема действительно назрела, подтвердил его первый заместитель Леонид Огуль (“Единая Россия”). По его словам, в последнее время было открыто множество факультетов в непрофильных медицинских учреждениях, которые дистанционно проводят подготовку медицинских работников. Он выразил уверенность, что “подготовка врачей должна проходить у кровати больного, у операционного стола”. “И, конечно же, не должно быть обучение только дистанционно или электронным методом. Это исключено”, – уверен Огуль.
Вице-спикер ГД от “Новых людей” Владислав Даванков привел пример фиктивного обучения: “Новую специальность можно получить в течение месяца в другом регионе, ни разу не увидев пациента, а только пройдя курс в онлайне”.
Лидер фракции “Справедливая Россия – За правду” Сергей Миронов тоже раскритиковал медицинские факультеты, “где нет ни клиники, ни специалистов, ни оборудования, где готовят каких‑то врачей, которые ничего не умеют”.
Джамаладин Гасанов, депутат ГД (ЕР):
“Врач с большим опытом работы всегда вам скажет, что по анализам диагноз не ставят, нужно видеть пациента. И многое в этой профессии передается исключительно на личном взаимодействии. Ты не можешь научиться оперировать, не ассистируя в операционной, или делать инъекции по картинкам в интернете.
Понимаем, что отрасль здравоохранения, как и все сферы, испытывает острый дефицит кадров, но обучать их с использованием исключительно дистанционного обучения – это тупиковый путь, который может только навредить здоровью и качеству жизни граждан. Обучение должно вестись под жестким контролем Министерства здравоохранения и Росздравнадзора.
Сейчас обучение по медицинским программам ведется в 127 вузах, из которых только 49 подведомственны Минздраву. Принятие закона не означает, что они будут переведены в его юрисдикцию, но контроль за качеством образования медиков теперь будет за профильным министерством”.
Никита Чаплин, депутат ГД (ЕР):
“Медицинское образование требует не только теоретических знаний, но и отработки манипуляций, умения принимать решения в нестандартных ситуациях и эмпатии к пациентам. Все это трудно, а порой и невозможно, передать через онлайн-платформы. Риск врачебных ошибок является вполне реальным следствием недостаточной практической подготовки. Кроме того, бесконтрольное распространение дистанционного обучения могло привести к девальвации медицинского образования, когда диплом можно получить, не имея должного уровня квалификации. Это, в свою очередь, угрожает безопасности пациентов и подрывает доверие к системе здравоохранения в целом.
Закон направлен на предотвращение подобных негативных сценариев и обеспечение того, чтобы медицинские и фармацевтические специалисты получали качественное и полноценное образование, соответствующее высоким стандартам профессии”.
Фото: pixabay
По материалам: rg.ru