Чиновники думают, что делать с имиджем отчизны в мире.
Репутация и имидж России в мире сейчас явно не на высоте. И события последних месяцев лишь усугубляют ситуацию. Необходимо приложить усилия, чтобы страну воспринимали такой, какая она есть на самом деле, считает руководитель Россотрудничества Константин Косачев. При этом обычные коммуникационные услуги уже во многом бесполезны, признает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В этом году в России должны утвердить новую программу работы с соотечественниками до 2017 года. Чей опыт могли бы позаимствовать чиновники при ее разработке?
Помогут эмигранты
«Когда со стороны США и стран НАТО идет неприкрытая пропаганда, обычные законы коммуникации и информации не работают», – признался недавно Forbes пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Как пишут «Ведомости», сейчас в Кремле решают, следует ли продлевать «в полном объеме или сделать паузу» в многолетнем контракте с пиар-агентством Ketchum, задачей которого было улучшение имиджа России через СМИ западных стран. За эти услуги агентство, по собственным данным, получило от правительства России за 2006-2014 гг. более $29 млн.
Кроме того, в бюджете нет лишних денег на дорогостоящие контракты, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Поэтому чиновники озаботились поиском других эффективных и недорогих методов воздействия на общественное мнение.
Хорошими агентами влияния могут стать соотечественники, которые уже давно уехали из России, в том числе – эмигранты первой-второй волны и их дети. «Эмигранты второго-третьего поколений и потомки тех, кто уехал после революции 1917 г. или во времена Советского Союза, наиболее восприимчивы к такой работе, у них нет обиды на современную Россию, но они сохранили корни, и им очень близок тот подъем патриотизма, который мы видим в стране», — продолжает он.
Юрий Зайцев, бывший руководитель Российского центра науки и культуры в Вашингтоне, признает, что «у этих людей, многие из которых с дворянскими корнями, в крови подвижничество, они готовы рубаху порвать за Россию, они наши главные помощники во всех начинаниях».
Россияне покидают страну
Россия, занимая второе место после США по привлекательности для иммигрантов, в то же время на третьем месте по числу эмигрантов — по состоянию на 2010 г. за пределами родины, по подсчетам ООН, проживало более 11 млн людей, рожденных в России. По этому показателю она опережает Китай: выходцев из Китая за границей постоянно живет «всего лишь» 8 млн (см. инфографику).
Россотрудничество, которое с этого года занимается гуманитарной работой с соотечественниками, сможет потратить именно на эти цели 110 млн руб., а в следующем году — 137 млн руб. Дополнительное финансирование пойдет на «сохранение исторической памяти молодых соотечественников, их связей с исторической родиной и духовно-патриотическое воспитание». Впрочем, на соотечественников будут оказывать влияние и другие программы гуманитарного воздействия от Россотрудничества — развитие русского языка, культурные программы, открытие центров науки и культуры. Общая сумма финансирования Россотрудничества составляет около 2,5 млрд руб. в год, пишут «Ведомости». Агентство запрашивает больше — 3,4 млрд руб. на этот год и 6 млрд руб. в 2016 г., рассказал Косачев. По его словам, одна Германия на поддержку немцев в России тратит больше, чем Россотрудничество во всех странах. За шесть лет сеть российских центров науки и культуры увеличилась на 36% и составила 94 представительства в 80 странах.
Один из примеров успешной работы показывают китайцы, они ведут ее уже несколько десятилетий. В этом году в России должны утвердить новую программу работы с соотечественниками до 2017 г. Какие уроки можно извлечь из китайского опыта?
Уроки китайского
«Ведомости» приводят мнение политолога Джеймса Цзян Хуа То, автора книги «Хуацяо: экстерриториальные стратегии для выходцев из Китая». Он утверждает, что китайское правительство успешно использует пропагандистские кампании за границей, чтобы обеспечить лояльность китайцев, проживающих за пределами родной страны.
В 2013 г. из Китая за границу выехало больше 100 млн человек. И это только начало. Базирующаяся в Гонконге брокерская компания CLSA прогнозирует, что исход из Китая к 2020 г. удвоится до 200 млн человек в год.
Конечно, отъезд самых предприимчивых китайцев на учебу или работу за границу — это не современный феномен. Новость в том, что сейчас китайцы уезжают из страны, переживающей расцвет.
Например, как рассказал The Wall Street Journal (WSJ) профессор китайского колледжа, он готовится эмигрировать в США вместе с двумя детьми, у которых есть диплом колледжей этой страны, поскольку на родине ему приходится сталкиваться с коррупцией. Кроме того, он опасается, что у властей в итоге возникнут претензии к его бизнесу.
Первое поколение китайских бизнесменов, заработавших на бурном росте китайской экономики, сейчас мечтает о тихой пенсии. А это значит — о юридической безопасности в таких местах, как США или Канада.
Но главное — элита поняла, что можно жить с комфортом по удивительно приемлемым ценам в таких местах, как Калифорния или австралийский курорт Голд-Кост, тогда как никакие деньги не решат проблем, с которыми сталкивается городское население Китая: перенаселенность, загрязнение окружающей среды, плохое качество продуктов.
Получается, что большинство китайцев при отъезде указывают причины, далекие от политики.
Неугасаемый патриотизм
Джеймс То отмечает, что по какой бы причине и куда бы ни уехали китайские граждане, они всегда остаются под наблюдением государства. Зарубежные представительства госсовета КНР существуют для того, чтобы следить, чтобы вдали от родины не угас патриотизм.
Количество китайских студентов, обучающихся за рубежом, столь велико, что без их денег многие колледжи на Западе, едва оправившиеся от рецессии, потеряют способность платить по счетам. Китайцы — крупнейшая группа иностранных студентов в кампусах США, в 2013 г. выросшая на 21% до 235 597 человек, по данным Institute of International Education. Похожим образом растет она и в Австралии. В Великобритании на дневном отделении магистерских программ проходит обучение так же много китайских студентов, как и британских.
Даже не будучи уже студентом, практически каждый выходец из Китая состоит в той или иной ассоциации соотечественников. Помимо организаций общего профиля в западных странах существует множество профессиональных ассоциаций: австралийская ассоциация китайцев-медиков, ассоциация канадских китайцев-писателей, ассоциация китайских философов в Северной Америке и др.
Большинство из них лояльны к Пекину, всячески пропагандируют успехи страны и продвигают идею великого Китая. При работе с зарубежными организациями Пекин ставит целью заручиться поддержкой в борьбе с оппозиционными движениями за рубежом.
Результат выражается в росте «патриотической» активности. В 2008 г., например, хорошо организованные группы китайских студентов сопровождали олимпийский факел в его эстафете по миру на Игры в Пекине, отражая протесты сторонников независимости Тибета и других оппозиционеров. В следующем году китайские студенты прервали международный кинофестиваль в Мельбурне во время показа кинофильма о жизни изгнанного из Китая лидера национального меньшинства уйгуров Ребия Кадира, которого Пекин обвинял в разжигании сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Протестанты из числа эмигрантов следуют по пятам за далай-ламой, духовным лидером Тибета, которого Пекин также обвиняет в посягательстве на целостность страны.
У китайского правительства нет намерения замедлять поток студентов, направляющихся в зарубежные вузы. Аргумент прост: почему не позволить американцам или европейцам развивать лучших из нас? Дочь президента Си отправилась в Гарвард.
«Ведомости» со ссылкой на исследования пишут, что китайские студенты возвращаются домой из заграничных университетов не меньшими патриотами, чем уезжали, и важную роль в этом играют как связи в землячестве, так и зарубежные СМИ на китайском языке.
Только на территории Северной Америки кроме зарубежных редакций государственных China Daily и The Voice of Chinese успешно работают несколько частных китайских медиакомпаний.
Крупнейшая китайская зарубежная газета — World Journal ежедневно распространяется в крупных городах США тиражом в 350 000 экземпляров. Издание Sing Tao Daily’s получают 250 000 подписчиков только на Восточном побережье США. Еженедельная аудитория североамериканских выпусков газеты Ming Pao — 227 000 человек, приводят примеры «Ведомости».
Владельцы изданий в обмен на лояльность Пекину получают рекламу и доступ к бесплатному контенту, а также покровительство китайских дипломатов. Так что хорошие отношения с китайскими властями нужны им по экономическим причинам, иначе они не выдержат конкуренции с бесплатными рекламными изданиями и распространяемыми по подписке таблоидами, финансируемыми Пекином. Это объясняет, например, почему зарубежные издания Ming Pao более лояльны к политике КНР, чем материнское издание холдинга в Гонконге, которое специализируется на высококачественном контенте и журналистских расследованиях.
Слишком много – плохо
Однако, как замечают «Ведомости», гуманитарная деятельность Пекина за рубежом вызывает беспокойство у местных властей.
В академических кругах США идут ожесточенные дебаты о роли американских кампусов Института Конфуция, которые спонсируются китайским правительством и предлагают курсы северокитайского языка вместе с позитивным имиджем всей китайской культуры. Институты Конфуция — культурные учреждения, часто создаваемые государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом в форме партнерства с местными учебными заведениями. Первый из них был создан в 2004 г., в 2007 г. компартия КНР приняла решение о масштабировании этого проекта, и с тех пор сеть институтов и школ Конфуция в мире превысила 900 учреждений.
Критики утверждают, что эти институты угрожают экономической независимости стран, в которых работают, их сторонники заявляют, что организации предлагают качественную языковую подготовку, которую иначе сложно было бы получить за пределами Китая. Тем не менее в июне в лагерь противников перешла Американская ассоциация профессоров университетов (American Association of University Professors), рекомендовав университетам США прекратить сотрудничество с институтами Конфуция до тех пор, пока не смогут получить над ними односторонний контроль. «Ты не американец, а китаец» — вот эту фразу заставлял разучивать на уроках своих учеников китайского происхождения преподаватель одного из институтов, возмущался корреспондент New York Times.
В Австралии, одном из самых популярных направлений для китайских студентов, эмигрантов и туристов, северокитайский диалект стал вторым по частоте использования языком после английского.
Проблемы у институтов Конфуция возникали и в России: в 2007 г. в Якутске деятельность местного учреждения была пресечена по решению суда. Суд согласился с доводами регионального управления ФСБ, посчитавшего, что институт Конфуция был организацией, «призванной содействовать проникновению китайской идеологии и экономической экспансии на территорию России». Представитель центра все обвинения отвергал, утверждая, что речь идет только о продвижении китайской культуры.
Свои задачи китайцы решают грамотно, приводят слова Косачев из Россотрудничества «Ведомости»: «Они молодцы, понимают, что, когда их много придет в чужую страну со своим бизнесом, к ним могут возникнуть вопросы. Поэтому они аккуратно показывают: посмотрите, как интересна древняя культура, еда, Конфуций, фен-шуй, а вообще мы такие же, как вы».
Арсений СПИРИДОНОВ