Пока российский берег не готов к рыбному потоку
Дальний Восток должен снабжать рыбой все регионы страны, считает губернатор Приморья Владимир Миклушевский. Чтобы поддержать отрасль, он предложил главе государства ввести заградительные пошлины на экспорт водных биоресурсов. Однако Владимир Путин выступил против, заявив, что российский берег не готов к рыбному потоку.
Эксперты говорят, что за последние четыре года объем официального экспорта рыбы и морепродуктов вырос на 37%. Но при нынешнем состоянии отрасли и в условиях членства страны в ВТО идея введения заградительных пошлин становится абсурдной.
Как пишет «Независимая газета», сейчас заградительные экспортные пошлины составляют около 5%. Идею их повышения губернатор впервые высказал на IX Международном конгрессе рыбаков, который прошел во Владивостоке в начале сентября. Присутствующие ее одобрили.
Однако Владимир Путин подчеркнул, что нельзя поднять пошлины, ввести запретительные меры, не вывозить продукцию, а самим не иметь возможности перерабатывать. «Это нужно проработать с правительством, что нужно вводить и что инвестировать и на каких условиях в переработку», – сказал глава государства. Правительству дано поручение подумать над субсидированием добываемой рыбы на Дальнем Востоке для того, чтобы можно было создать «экономически целесообразные условия для продажи продукции на европейской территории страны».
Директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ» Александр Сухаренко соглашается с тем, что ключевая проблема отрасли – это сырьевая направленность экспорта. С 2009 по 2013 год объем экспортных поставок рыбы и морепродуктов вырос с 1,4 до 1,9 млн т, говорит эксперт. Значительные объемы вывозятся по контрактам с офшорными компаниями. По его данным, в прошлом году доля такого экспорта составила 37,5% в стоимостном и 40,6% в весовом выражении, а в первом квартале 2014 года эти показатели были уже 42,7% и 41,8% соответственно. Такие контракты формальны: почти все экспортируемые морепродукты поступают не в офшоры, а в третьи страны. А уровень цен по сравнению с прямыми внешнеторговыми контрактами заметно ниже.
Интересно, что в 2013 году российские рыбаки получили лучший улов за последние 10 лет – 4,2 млн т. Однако россияне не увидели на прилавках магазинов дешевой рыбы. Причина тому – рост экспорта. Сегодня через дальневосточные таможни вывозится 93% натуральных и 86% стоимостных объемов водных биологических ресурсов (ВБР), пишет «НГ». В прошлом году экспорт морепродукции в натуральном выражении вырос на 1,4 млн т, а в стоимостном – на 2,4 млрд долл. при незначительном росте таможенных платежей – 3,6 млрд руб. Последнее связано с поэтапным обнулением вывозных пошлин, предусмотренным обязательствами России при вступлении в ВТО.
При этом дальневосточные рыбаки в Китай и Южную Корею вывозят дешевые виды рыбы – минтай и сельдь средней стоимостью 1,2 долл. и 1,8 долл. за кг, в Японию отправляются более ценные лососевые, средняя стоимость которых – 4,3 долл. за кг.
Собеседник издания перечисляет проблемы, которые не дают отрасли развиваться: нехватка терминалов для комплексного обслуживания судов и мест доставки уловов, у рыбаков нет современного рыбопромыслового флота и стимулов для его обновления, трудности с доставкой улова из удаленных приморских регионов страны потребителям. Далеко от совершенства и законодательство в области рыболовства, налогообложения, погранично-таможенного контроля и кредитной политики. Недостаточна и господдержка рыбопромышленных предприятий после вступления России в ВТО, констатирует эксперт.
Сухаренко отмечает, что из-за всех выше перечисленных проблем, из-за низкой производительности морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота, поставки рыбопродукции на российский берег через причальные линии морских портов сократились на 7,2%, а объемы поставок в иностранные порты выросли на те же цифры, пишет «НГ».
Что касается рыбопромысловых судов, то сейчас в рыбохозяйственном комплексе эксплуатируется их чуть более 2,2 тысяч. При этом более сотни из них были куплены, прошли модернизацию, переоборудование, ремонт за границей. Но они не заходят в российские порты из-за необходимости оплаты НДС и таможенной пошлины. Эти «нелегалы», как отмечает издание, базируются, обслуживаются и снабжаются в Норвегии, Малайзии, Канаде, Хорватии, оплачивая более 7 млрд руб. в год за их услуги. По оценкам Росрыболовства, при возврате этих судов в российские порты в бюджет было бы уплачено не менее 4,3 млрд руб. НДС, а таможенные пошлины составили бы 1,3 млрд руб.
Сухаренко говорит, что после вступления России в ВТО конкурентоспособность отечественных рыбохозяйственных предприятий резко снизилась по сравнению с зарубежными. Добыча многих видов водных биоресурсов становится нерентабельной из-за несовершенной техники и низкой производительности судов. Следствием этих проблем является незаконный, несообщаемый и нерегулируемый рыбный промысел, заключает эксперт.
Сергей КОВОЛЕВ
Фото: abnews.ru