Гонки не спасут наш имидж, но принесут убыток российскому бюджету.
В эти выходные в Сочи состоится мероприятие, которого не одно десятилетие ждали миллионы российских фанатов гонок класса «Формулы-1». И вот случилось: Россия все же добилась права провести Гран-при.
Между тем, эксперты предупреждают: это мероприятие, от проведения которого, наоборот, открещиваются многие страны мира, влетит в копеечку российскому бюджету, а вот сумет ли оно положительно повлиять на имидж страны – большой вопрос.
Вип-гости и «золотая» трасса
Главное гоночное событие стартует в 15.00 в воскресенье, пишет РБК. Его посетит Владимир Путин, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Гонку посетят и члены правительства, включая премьера Дмитрия Медведева и его заместителя Дмитрия Козака, уточняет РБК.
Не исключено участие политиков и из других стран, отмечает Песков. В тот же день у Путина назначены переговоры с королем Бахрейна Хамадом аль-Халифой. Если он захочет, то тоже посетит «Формулу-1», говорит пресс-секретарь президента.
Последние несколько дней, отмечает корреспондент издания, из Москвы в Сочи летят полные самолеты. Однако среди пассажиров – почти никого в майках, кепках, куртках с символикой команд (впрочем, многие болельщики собираются прилететь в Сочи в пятницу). В очереди на автодром попадаются перекупщики, которые предлагают за 8 тыс. руб. билет в зону свободного размещения без мест. Стоит отметить, что в официальной кассе эти билеты стоили на 3 тыс.дешевле. Однако закончились они еще месяц назад.
Трассу в Сочи строила принадлежащая Краснодарскому краю компания «Центр «Омега». Проект непрерывно дорожал: в 2011 году предполагалось, что российский бюджет потратит на него около 6 млрд руб. Летом этого года замгендиректора компании Александр Мохна признал, что стоимость объекта подорожала на 10 миллиардов рублей.
За право провести соревнование компаниям руководителя «Формулы-1» Бернарда Экклстоуна придется заплатить около $ 40 млн, писали «Ведомости». Сумма будет уплачиваться каждый год до истечения контракта в 2020 году.
Цена билетов на данный момент составляет от 23 тыс. до 30,5 тыс. руб. на главной трибуне (болельщики увидят старт и финиш, а также пит-стопы гонщиков) и от 11 тыс. до 14 тыс. на временных трибунах. Стоимость VIP-ложи – от 129,6 тыс. до 162 тыс. руб. за человека. Билетов, по заявлению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, не осталось.
Дорогое удовольствие
Организаторы гонки в основном зарабатывают на рекламе и продаже билетов, процент от продажи отчисляется компании Экклстоуна. Но в большинстве стран гонки «Формулы-1» убыточны. Россия вряд ли станет исключением. Год назад Deloitte оценила убыток для организаторов гонки в первый год ее проведения в $ 55 млн, сообщали «Известия». Считается, что гонки приносят стране-участнице Гран-при косвенные выгоды. Премьер-министр Малайзии оценивал экономический эффект в $ 69 млн в год, говорится в Black Book 2013.
Интересно, что страны, где соревнования проходят уже не первый год, стали выходить из числа участниц Гран-при. В конце 2012 года от гонок отказалась Турция, вслед за ней Корея, Индия, Бахрейн. Россия, напротив, лишь недавно добивалась права провести гонку.
РБК отмечает, что именно новичкам участие в королевских гонках обходится дороже всего. Они платят за это удовольствие от $ 40 млн. Там, где гонка проходит уже не первый раз, плата за участие составляет $ 10–15 млн в год. Единственная страна, которая не платит взносов, – Монако. По оценкам Formula Monitor, оборот во время гонки в Монако составляет $ 120 млн, прибыль – около $ 7 млн. Сама «Формула-1» в 2013 году получила рекордные доходы в размере $ 1,7 млрд, прибыль составила $ 503,7 млн.
Евгений КОСТИН