«Киев ворует эти деньги»

«Киев сейчас воюет не с террористами, сепаратистами или ополченцами, а воюет откровенно со стариками»

pushДонецкая народная республика в оперативном порядке пытается решить социально-экономические проблемы, которые скопом навалились после решения президента Украины об экономической блокаде Луганской и Донецкой областей. По указу Порошенко от 15 ноября, прекращаются все выплаты из бюджета, прекращается работа всех госучреждений, а также судебных органов. В течение месяца прекращается обслуживание банками всех счетов юрлиц и населения на территории Новороссии. Власти ДНР и ЛНР уже назвали этот указ актом геноцида.

Тем временем проблемы с выплатами пенсий, социальных пособий и зарплат бюджетникам из госбюджета Украины возникли уже давно. «Киев вообще ничего не давал ДНР. Если Киев что-то и перечислял на эту территорию, то он перечислял тем гражданам, которые всю жизнь работали на Украину, платили налоги в бюджет Украины, заработали свою пенсию и получали эту пенсию», – рассказывает газете ВЗГЛЯД вице-премьер ДНР по социальным вопросам Александр Караман. Однако,по его словам, пенсионы и ряд бюджетных организаций в Донецке уже с сентября не получают пенсии и зарплаты из Киева. «За пределами города Донецка люди вообще забыли, когда последний раз шли денежные перечисления из Киева», – говорит он.

В отдельных случаях Украина накапливала долги по оплате пенсий и зарплат бюджетникам начиная с июня – июля. «Уже больше полугода прошло, как Украина умышленно закрыла свои почтовые отделения связи. Отделения Укрпочты не работают. И только по этой причине около 40% всех пенсионеров ДНР, которые получали пенсии на почте, не получали свои пенсии. И эти деньги ушли неизвестно куда. Просто пропали для пенсионеров», – рассказывает Караман.

Поэтому власти ДНР начали заботиться о бюджетниках и пенсионерах еще до того, как Порошенко издал свой указ об экономической блокаде Новороссии.

«За сентябрь месяц работники образовательных учреждений ДНР получили выплаты уже из средств ДНР. С октября месяца начали получать средства работники здравоохранения и молодежных и спортивных организаций. На днях должны начаться выплаты работникам культуры. Мы выплатили за сентябрь социальные выплаты инвалидам ВОВ, детям инвалидов и потерявшим кормильца. С 15 числа начались выплаты соцпособий семьям, имеющим детей. Это одинокие матери, многодетные матери, ухаживающие за ребенком до трех лет. Это дети-сироты. Пусть это всего лишь 500 гривен, но даже эта сумма может помочь каждой семье хоть что-то купить в условиях гуманитарной катастрофы, в которой мы оказались», – рассказывает Караман.

Дальше, говорит он, планируется начать выплаты пенсий всем пенсионерам, проживающим на территории ДНР. Пока в таком же размере – по 500 гривен. «Это наполовину, а то и на треть меньше тех пенсий и пособий, которые они могли бы получать в условиях мирной жизни и если бы нам не пришлось отвлекать колоссальные деньги на восстановление разрушенных объектов, на подачу тепла в здания. У нас 95% отопительных мощностей были включены 15 октября, с началом отопительного сезона», – говорит Караман.

Он объясняет, что пока только три недели как идет перерегистрация юрлиц для того, чтобы они могли платить налоги в бюджет ДНР. Уже начал работу республиканский банк ДНР, налаживается система безналичных платежей. «Невозможно вспять повернуть огромные налоговые потоки, которые шли в бюджет Украины и из которых осуществлялись эти социальные выплаты», – говорит с сожалением Караман. Кроме того, завтра планируется принять постановление о создании собственного пенсионного фонда.

И хотя пока ДНР может платить своим гражданам пенсии и пособия в меньших размерах, чем в мирное время, донецкие власти обещают в будущем компенсировать все эти потери. «Остальные суммы по поручению главы ДНР, министерства финансов и министерства доходов и сборов будут относиться к категории государственных долговых обязательств по отношению к этим категориям граждан. И они будут либо начислены на банковскую карточку, либо будет продуман иной механизм компенсаций вот этих недовыплаченных сумм нашим гражданам», – обещает Караман.

Как происходило бюджетное взаимодействие Киева и Донецкой области до военных действий, сможет ли регион стать самодостаточным и самостоятельно наладить социально-экономическую жизнь в республике, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал вице-спикер Народного совета Донецкой народной республики Денис Пушилин.

-Как было раньше? Что и сколько Донецк отдавал в Киев, сколько и на что Киев отдавал в Донецк?

Денис Пушилин: Донецкая область была донором, а не дотационным регионом. Нас вводили в заблуждение. Мы пересчитали и выяснили, что в 2013 году в Киев было перечислено порядка 14 млрд гривен в виде совокупных налогов, а назад в Донецкую область зашло лишь около 7 млрд гривен. Откуда они (Киев) брали другие цифры и говорили, что Донецкая область дотационная? Дело в том, что все крупные предприятия Донецкой области были зарегистрированы в Киеве, там находились их головные офисы, это было связано с возвратом НДС. Получалось, что они платили налоги в Киеве, а не в Донецкой области, только благодаря этому Киев и оказывался не дотационным, а Донецкая область – якобы дотационной.

– Как сейчас происходит бюджетное взаимодействие Донецка и Украины?

Д. П.: Что касается последних событий, то Киев перечислял жителям региона гораздо меньше денег. Многие просто не имели возможности их получать. Точные цифры назвать пока не могу. По налогообложению сейчас все в стадии формирования, расчетов, причем в ускоренном темпе. Будет скоро заседание, посвященное этой теме. Должен собраться Совет безопасности ДНР и обсуждать критические моменты.

Мы должны понимать, откуда и каким образом будут поступать средства. Также нам необходимо просчитать количество пенсионеров и других граждан, которые попадают под категорию социальных выплат. Почему? Потому что Киев нас отрезал от этих данных: просто отключил от центрального сервера. Была жуткая централизация, вся информация, кому и что полагается, осталась в Киеве.

Мы рассчитывали на благоразумие Киева, что многие вещи будут решаться на минских переговорах. Мы не думали, что Киев пойдет на откровенное военное преступление против стариков, многодетных матерей и других категорий граждан, которым, наоборот, требуется защита. Киев сейчас воюет не с террористами, сепаратистами или ополченцами, а воюет откровенно со стариками.

-Проблемы с бюджетными трансфертами из Киева в регион появились еще до указа президента Порошенко? Когда Киев перестал направлять деньги пенсионерам и на социальные дотации? Или кому-то попадало, кому-то нет?

Д. П.: Совершенно верно, проблемы начались задолго до этого, кому-то попадало, но многие граждане, которым даже начислялись деньги, просто не могли их снять (например, потому что были закрыты отделения Укрпочты – прим. ВЗГЛЯД). Некоторые просто уезжали на ту территорию (подконтрольную Украине – прим. ВЗГЛЯД) и там снимали.

Теперь что сделал Киев этим указом? Он ввел прописочный принцип (для начисления пенсий и пособий): если у вас прописка в Донецкой или Луганской областях, то все – вам автоматом ничего не начисляется, вы ничего не получаете, куда бы вы ни выехали. Более того, даже проукраинские граждане, которые уже уехали давно в Киев или во Львов, не важно, они тоже лишаются всех выплат, пока не пройдут определенные процедуры, не получат определенный статус, тот же статус беженца. То есть Киев сейчас откровенно пустился в грабеж.

-А как сказывается закрытие банков в Донецке?

Д. П.: Это еще одно преступление, потому что замораживаются банковские счета предприятий. Это касается и вкладов населения. Если у вас на счетах были деньги, то Киев сейчас заблокировал все счета по прописочному принципу. Киев по сути ворует эти деньги, похожая система и в Крыму была. Вот теперь это происходит и у нас.

– А какова ситуация с угольными дотациями, которые Киев давал Донбассу в обмен на закупку угля по цене ниже себестоимости? Была информация, что они тоже не поступают еще с августа…

Д. П.: Я вам расскажу про якобы дотацию угольных шахт. Все упиралось в коррупцию. Смотрите, какая ситуация была на самом деле. Точка себестоимости добычи в районе 500 гривен за тонну угля. Чтобы шахта могла нормально функционировать и вкладывать деньги в развитие – модернизацию оборудования и т. д. – порядка 650 гривен за тонну.

Что делали наши чиновники и те, кто отвечал за угольную промышленность? Они закупали в шахтах уголь по цене порядка 400 гривен за тонну. Но при этом уголь поступал на ТЭС по цене порядка 1200 гривен за тонну. А эту разницу (800 гривен – прим. ВЗГЛЯД) все эти фирмы-прокладки просто-напросто клали себе в карманы. Вот такая коррупция происходила. Угольные же шахты получали дотации из бюджета, чтобы компенсировать разницу: продают же по 400 гривен, а себестоимость добычи – 500 гривен.

-То есть бюджету приходилось расплачиваться за коррупционных посредников между шахтами и ТЭС?

Д. П.: Совершенно верно. Плюс ко всему ТЭС как субъекты хозяйственной деятельности пропадали, они нигде не были отражены. А почему потребители в итоге получали электроэнергию с ТЭС по более-менее нормальной цене? Цена получалась ниже за счет того, что атомная энергетика субсидировала тепловую. Получалась средняя цена для потребителя.

Плюс ко всему из четырех АЭС на территории Украины три уже давно пора закрывать. В них никакие деньги не вкладываются, регуляторы просто закрывают глаза и разрешают работать. И никакие новые энергоблоки при этом строить не планируется.

– Вы намекаете на риски повторения Чернобыля?

Д. П.: Если деньги не вкладываются, ничего не делается, и это будет продолжаться, то я ничего не могу исключать. Причем если в Чернобыле еще можно говорить о каких-то ошибках, технических неисправностях, то здесь просто откровенная коррупция, воровство и конкретная преступная халатность со стороны правительства и со стороны контролирующих органов, которые должны следить за атомными станциями.

-Удастся ДНР стать экономически самостоятельным регионом?

Д. П.: Мое видение, мое мнение, что мы сможем за небольшой период стать самодостаточным регионом. Но на определенный период нам, конечно же, нужна помощь.

– Сколько времени потребуется?

Д. П.: Я думаю, буквально несколько лет, может быть, и того меньше. От нас многое зависит, от ДНР и ЛНР, от строительства республик, насколько быстро сможем прописать план и быстро его реализовывать.

-Какие проблемы надо решать в первую очередь?

Д. П.: Согласно этому указу Порошенко у нас сейчас просто будет вымываться гривна. Мы рассматриваем разные варианты решения проблемы. Один из вариантов – это введение бивалютной системы, чтобы параллельно с гривной ходил и рубль. Но необходимо политическое решение.

Сейчас гривна не будет поступать в ДНР ни в каком виде. Ее и так всячески вывозили. А сейчас, учитывая, что не будет совсем никаких перечислений и банки не функционируют на нашей территории, то гривны будет все меньше и меньше. У предприятий уже возникли проблемы с банками, закупить сырье через банковские счета они не могут, надо платить наличкой. Но если сырье будет куплено наличкой, то уже все – эти деньги назад не войдут.

-Если ввести бивалютную систему, то откуда рубль будет появляться?

Д. П.: Для этого нужно торговать с Россией, а нам есть что туда продавать. Главное – надо решить правовой вопрос, каким образом вести торговлю.

-А уголь куда будет продаваться, если Киев отказывается покупать в ДНР и ЛНР?

Д. П.: На самом деле уголь необходим и РФ, и Крыму. Есть некие предварительные договоренности. То есть запрос есть. Но надо решить правовые нормы.

Если бы Киев все-таки проявил благоразумие и сел за стол переговоров… Ведь у нас есть много взаимозависимых моментов. Многие украинские ТЭС построены под потребление именно нашего донецкого угля. Те эксперименты с ЮАР, как мы видели, были неудачными, плюс еще коррупция, которая вообще все перечеркнула. Киеву необходимо покупать именно наш уголь, а нам необходимо его продавать. Можно найти компромиссные точки решения, все это прописать, но для этого надо сесть за стол переговоров, а не строить дополнительные границы в виде последних указов Порошенко и обстрела нашей территории.

– А еще что можете продавать в Россию, чтобы получать рубли и налоги было с чего платить компаниям?

Д. П.: Со стороны России есть спрос на продукцию, которая выпускается на наших машиностроительных заводах. В этом ничего нового нет. Предприятия если и были остановлены, то только потому, что некуда было сбывать свою продукцию.

В этом одна из причин, почему, собственно, мы начали освободительную борьбу. Потому что подписание экономической части соглашения с ЕС лишало наш регион возможности вести торгово-экономическую деятельность со странами ТС. А это коллапс. Из-за этого соглашения наши регионы были бы априори вымирающими. Многие наши города нацелены на экспорт продукции в РФ. Взять, например, город Славянск, где до 95% выпускаемой продукции шло в РФ. И тут, представляете, раз – все это перекрывают. Все – город вымер.

И таких городов много, просто у всех разное процентное соотношение, но очень большой процент экспорта заточен на Россию. А быстро переключиться на поставки в ЕС нам никто бы не дал, да и нет у нас такой технической возможности. Потому что коррупция, разворовывание за все время существования Украины лишь убивали наши предприятия, но никак не модернизировали.

Поэтому нам не надо что-то новое. И РФ не надо отказываться от своих внутренних поставщиков и переходить на наши. Нам необходимо просто продолжение торгово-экономических отношений.

Ольга Самофалова
Фото: lenta.ru

Источник: vz.ru

Ранее

Отечественные банки отличились уязвимостью

Далее

Заемщики ношу не тянут

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru