Сегодня в Москве скончался великий советский тренер Виктор Тихонов
Под руководством Виктора Тихонова ЦСКА в 1970-1980 годы 14 раз становился чемпионом СССР, столько же раз праздновал победы в Кубке европейских чемпионов по хоккею с шайбой. В сезоне 1983/1984 годов ЦСКА Виктора Тихонова показал невиданный доселе результат в чемпионате СССР, одержав 43 победы в 44 матчах. О превосходстве армейцев над соперниками ярче всего говорит такой факт: серебряного призера “Спартака” они опередили на 28 очков, а бронзового “Химик” – на 29. Причем, у этих команд армейцы иногда с разгромным счетом выигрывали 8 встреч из 8!
Возглавляемая им сборная СССР, которую он, кстати, принял чуть раньше, чем ЦСКА, дважды в 1984 и 1988 годах становилась олимпийским чемпионом, 8 раз выигрывала звание сильнейшей на первенствах планеты, побеждала на Кубке вызова 1979 года и Кубке Канады 1981 года. Тихонов руководил молодой Объединенной командой (СНГ), которую привел к успеху на Олимпиаде 1992 года. Он награжден многими советскими и российскими государственными наградами. Одним из первых в стране был удостоен медали “За воинскую доблесть” I степени, которая была учреждена министром обороны России. Его имя занесено в музей Олимпийской славы в Лозанне. Кавалер Олимпийского ордена. В 1998 году он был введен в Зал славы ИИХФ.
“Команда ЦСКА призвана оставаться лидером нашего хоккея. Она должна быть бесспорным лидером. На нее ориентируются уже и по традиции. От нее постоянно ждут нового слова. Но какими должны быть ориентиры, которые призвана показывать всем остальным клубам ведущая армейская команда? – так Виктор Тихонов говорил о рецепте побед армейской команды. – Отличная физическая подготовка. Высочайшее техническое мастерство и постоянное физическое совершенствование. Безукоризненная тактическая грамотность, превосходное тактическое образование всех игроков. Характер, воля, иными словами, умение сражаться на льду до конца, не опуская руки при удачно складывающемся матче. Психологическая готовность каждого игрока выкладываться в каждом поединке. Настрой на победу в каждом, повторяюсь, в каждом матче”.
Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в городе Москве. Его отец, Василий Прохорович, погиб в 1942-м году под Сталинградом. Его воспитала мать – Анна Сергеевна, которая работала на заводе. Тихонов, рано познав цену труду, начал работать еще мальчишкой. Начинал со слесаря в автобусном парке: пацану никто не делал скидок на возраст, пахал он наравне со взрослыми. “Научишься, сумеешь, сможешь, не жалея сил трудиться, непременно научишься и главному в жизни – умению одолевать трудности и невзгоды”, – писал Виктор Тихонов в своей знаменитой книге “Хоккей: надежды, разочарования и мечты”, выпущенной в 1985 году.
Начинал он свою карьеру защитником в московском “Динамо”. В чемпионатах СССР Виктор Тихонов провел 296 матчей, забил 35 голов. А потом началась и его блистательная тренерская карьера. Дебютировал он как помощник легендарного Аркадия Ивановича Чернышева. Именно он привез в Москву Александра Мальцева, приехав лично в Кирово-Чепецк и убедив родителей будущей звезды мирового хоккея, что тот должен перейти не в “Химик” или ЦСКА, а именно в динамовский клуб.
В 1968 году он перешел в рижское “Динамо”. Именно Тихонов, будучи тренером рижского “Динамо”, заштатной команды даже не первой, а второй лиги союзного первенства, явил “городу и миру” свое революционное новшество: игру в четыре пятерки, которую сегодня практикуют все команды в мире.
Тихонов справедливо полагал, что команда, которая использует четыре тройки, может и должна физически перебегать ту, которая действует в три звена. В один отрезок матча он использовал три звена нападающих, в другой – четыре. Такая тактика позволяла команде быть более гибкой тактически.
Виктор Тихонов одним из первых в мире стал использовать технические новинки в хоккее. Едва появились в обращении видеомагнитофоны, как Тихонов стал ставить во время разбора игр и подготовки к матчам пленки с записью прошедших поединков, что позволяло ему разбирать действия своих хоккеистов и тактику противника.
А потом последовало приглашение перейти в ЦСКА. Причем, дважды в этом Тихонова убеждал никто иной, как председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов.
Сначала его вызвал адмирал Шашков и попросил принять ЦСКА. “Далее отправили к Андропову. И у него в кабинете упирался, – вспоминает Виктор Тихонов. – Мне в Риге хорошо жилось. Андропов, казалось, смирился: “Съезди домой, поговори с супругой. Я тебя вызову”. При следующей встрече опять отказываюсь. Объясняю, что не могу занять место Локтева – тот с ЦСКА выиграл чемпионат Союза. Как ребята ко мне после такого будут относиться?”.
Андропов тогда ответил Тихонову: “Пусть тебя это не волнует”. “Тут как раз Зимянин, секретарь ЦК, звонит по селектору. Мне все слышно. Андропов говорит: “Тихонов отказывается” – “Скажи ему, что в этом здании еще никто не отказывался!”, – вспоминал Виктор Васильевич в интервью “Спорт-экспрессу” в 2009 году. – Андропов по-доброму со мной общался. Я, говорит, хотел тебя в московское “Динамо” забрать год назад, но Леонид Ильич настоял – в ЦСКА, и точка”.
Виктор Тихонов, придя в ЦСКА в 1977 году, сразу обратил внимание на нелады в армейском коллективе с дисциплиной в быту. Хоккеисты уже забыли о “железной руке” Анатолия Тарасова и позволяли себе расслабиться. “Как и все люди, связанные с хоккеем, я немало слышал, разумеется, о “железном” Тарасове, о его неслыханно твердом характере, о “железной” дисциплине в армейском клубе. Впрочем, не только слышал о Тарасове, но и знаю его уже много лет. Уверяю читателя, что ничего этого не было в том ЦСКА, в который попал я. Не было не только “железной” дисциплины, но и элементарной – с точки зрения требований, принятых в современном спорте…”, – признавался Виктор Тихонов в своих воспоминаниях, вышедших в начале 1990-х.
Встряску ветеранов ЦСКА, а вскоре и сборной он начал с того, что основательно нагрузил игроков физическими упражнениями и ввел двухразовые тренировки, чего практически не позволяли себе его знаменитый предшественники. (Уже потом Тихонов просто станет впускать в ЦСКА свежую кровь, избавляясь от ветеранов).
На первый план в тренировках вышли легкоатлетические элементы, с упором на стартовую скорость игроков. Спустя несколько месяцев специалисты подмечали, насколько выросли скорости у армейских защитников, которые по результатам некоторых тестов, стали опережать нападающих.
Самым изнуряющим упражнением Тихонова, пришедшего в ЦСКА, по воспоминаниям хоккеистов, были так называемые интервальные тренировки. В субботу у команды была тренировка, в воскресенье выходной, а понедельник Тихонов устраивал так называемое “Сантьяго”.
“В команде их прозвали “Сантьяго” – помните, как в Чили был путч (в 1973 году) и на стадионе людей расстреливали? – признавался в одном интервью знаменитый защитник ЦСКА и сборной Алексей Касатонов. – Пробежать 16 отрезков по 400 метров с короткими паузами – ребята, это пытка! Особенно, когда у тебя вес под центнер, а на дворе жара 30 градусов. Пульс был запредельный. Порой после таких забегов игроков откачивали врачи. Единственный, кому все было нипочем, был Балдерис. Он-то с Тихоновым еще в рижском “Динамо” работал, так что организм уже был адаптирован к этой пахоте. А вот Петров, Михайлов, Харламов и другие ветераны после проклятого “Сантьяго” долго не могли прийти в себя”.
Тогда же Тихонов начал “ставить” армейцам игру в четыре звена. Валерий Харламов вспоминал, что Виктор Тихонов не напоминал игрокам прежних тренеров. “Когда в июле Тихонов сказал нам, что мы будем во время одной тренировки, точнее, в ее конце пробегать десять раз по 400 метров, причем каждый раз укладываться в 70 секунд, то мы восприняли это как дурную шутку. А сейчас пробегаем, и ничего, живы. Заставили себя и как следствие – преодолели собственную инерцию, собственный скепсис, недоверие к идеям тренера”, – признавался Харламов через несколько месяцев после прихода тренера в ЦСКА и сборную.
Ветераны уточняют, что Виктор Тихонов взял все лучшее, что было накоплено в ЦСКА, и добавил к этому элементы своей методики.
“Став наставником ЦСКА, Тихонов не стал рубить с плеча, перестраивать на свой лад весь учебно-тренировочный процесс, ломать проверенные игровые концепции. Все лучшее, фундаментальное было сохранено, хотя в чем-то и тренировки команды, и ее стратегия стали другими”, – вспоминал в своей книге Борис Михайлов. Ну а потом последовали годы славных побед. И вместе с ЦСКА. И вместе с созданной им “красной машиной”…
До недавнего времени Виктора Васильевича можно было видеть практически на всех матчах КХЛ, проводимых в Москве. Он приходил на игры, вежливо здоровался со многими людьми и тихо усаживался на трибуне. Наблюдая и анализируя. Он успел порадоваться игре свое внука, также Виктора, в составе сборной России ставшего чемпионом мира и одним из лучших игроков минского первенства 2014 года, увидев, что династия Тихоновых продолжается. И продолжается с блеском.
Максим Макарычев
Фото: Сергей Гунеев/ РИА Новости
Источник: rg.ru