Предполагаемая российская разведчица, известная как Хайдрун Аншлаг, досрочно освобождена из немецкой тюрьмы.
48-летняя Хайдрун и её 53-летний супруг Андреас Аншлаг были арестованы 18 октября 2011 года в снимаемом ими доме в Марбурге («НВ» писал об этом). Операцию по задержанию предполагаемых сотрудников Службы внешней разведки России проводили спецназовцы из элитного подразделения GSG 9.
Однако применения физической силы для ареста супругов не понадобилось: явно обескураженная семейная пара не оказала никакого сопротивления. Правда, Хайдрун попыталась тогда уничтожить хранившиеся в доме коды для связи и другие улики, но ей помешали. Это, пожалуй, единственно достоверные факты по делу Аншлагов, просочившиеся в прессу. На самом деле, до сих пор не известны ни настоящие имена задержанных, имевших австрийские паспорта (в суде они назвались как супруги Рост), ни их возраст. Нет полной информации и об их агентурной деятельности или об обстоятельствах, приведших к аресту семейной пары. Особо примечательно, что во время следствия, которое в связи с особой значимостью дела вела Федеральная прокуратура в Карлсруэ, а также в ходе процесса в Верховном земельном суде Штутгарта, супруги так и не признались в работе на российскую разведку. Попытки же заговорить с ними на русском языке Хайдрун и Андреас всячески игнорировали, давая понять, что этот язык им не знаком.
Тем не менее, летом прошлого года арестованные женщина и мужчина были осуждены на пять с половиной и шесть с половиной лет заключения за шпионаж в пользу иностранной державы. Похоже, что главным козырем обвинения стали показания также получившего тюремный срок бывшего сотрудника Министерства иностранных дел Нидерландов, который передавал секретную информацию Андреасу Аншлагу и признался в итоге в шпионаже. Кроме того, утверждалось, что немецкие правоохранительные органы с помощью американцев якобы сумели расшифровать часть переписки российских нелегалов с Москвой. Хотя многие авторитетные эксперты в области безопасности утверждают, что современные закодированные послания по радиосвязи расшифровать практически невозможно. Скорее всего, супругов подвела низкая компьютерная грамотность. Так, немецкие специалисты сумели восстановить часть уничтоженных Аншлагами с помощью программы Eraser файлов на их компьютере, в которых содержались данные на русском языке.
Надо сказать, что и для немецкой стороны ситуация с задержанными российскими нелегалами ничего, кроме головной боли, не приносила. Тем более что три года назад отношения России и Германии были не в пример лучше сегодняшних. По некоторым данным, не исключалась даже возможность внесудебного решения вопроса. Так, сразу же после ареста Аншлагов Берлин попытался «по-хорошему» договориться с Москвой о выдворении семейной пары из Германии. Речь шла об обмене Аншлагов на арестованных в России трёх человек, которые работали на американские спецслужбы. Однако сделка почему-то не состоялась: в результате дело российских нелегалов дошло до суда, а потом они отправились отбывать тюремное заключение.
Досрочное освобождение Хайдрун Аншлаг стало возможным потому, что она отбыла более половины назначенного ей срока: параграф 456а Уголовного кодекса ФРГ допускает такую возможность. Скорее всего, за свободу женщины было выплачено около полумиллиона евро. Эта сумма называется сейчас, исходя из предполагаемого размера «заработной платы» Аншлагов, полученной ими за агентурную деятельность, а также с учётом судебных издержек. Откуда поступили затребованные судом деньги, не известно. Не исключено, что вопрос об освобождении женщины решался на самом верху. Возможно, что эта тема была поднята в ходе незапланированной встречи президента РФ Владимира Путина и главы немецкого МИДа Франка-Вальтера Штайнмайера, неожиданно состоявшейся на прошлой неделе в Москве.
Как бы то ни было, Хайдрун Аншлаг уже в российской столице, а её супруг пока ещё остаётся в немецкой тюрьме. Не до конца ясно, где сейчас 21-летняя дочь Аншлагов, родившаяся уже в Германии, и которая действительно ни слова не говорит по-русски. Как уверены правоохранительные органы Германии, девушка до последнего момента ничего не знала о «настоящей работе» своих родителей, поэтому обвинения против неё не были выдвинуты. Немецкая сторона не имела ничего против того, чтобы девушка, кстати круглая отличница с высоким уровнем интеллекта, смогла закончить своё обучение на медицинском факультете в одном из университетов земли Гессен. Однако, похоже, что девушка решила сменить фамилию и переехать в другое место, где её никто не знает.
Оксана ВОЛКОВА
собкор «НВ»
БЕРЛИН