Корреспондент «НВ» побывал на уникальном «секретном» объекте.
— Хотите на «Линию Сталина?», — поинтересовался встретивший нас на подъезде к Минску бывший североморец, а ныне мастер Минского тракторного завода Володя Качура.
Мы согласно кивнули, еще не зная, что это такое.
И вот уже наши машины мчатся по шоссе в направлении деревни Лошаны Минского района. Именно здесь, в шести километрах от Заславля, до 1939 года проходила государственная граница СССР. Именно здесь был построен Минский укрепрайон, вошедший в цепь УРов, тянувшихся от Черного моря до Карельского перешейка. Линию обороны начали строить в 1928 году, а последние укрепления были возведены в 1939-м.
Название «Линия Сталина» впервые появилось в декабре 1936 года, с легкой руки журналистов из латышской русскоязычной газеты «Сегодня». Позже статью из этого издания перепечатала английская «Дэйли Экспресс», и термин «Линия Сталина» прочно вошел в обиход. К 1939 году 4000 долговременных огневых точек (ДОТов) были размещены по всей линии обороны, составлявшей 1200 км. В Белоруссии было построено четыре укрепрайона — Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырский, а также 966 ДОТов. Они-то и послужили основой для создания историко-культурного комплекса «Линия Сталина» — одного из наиболее грандиозных фортификационных сооружений на территории республики.
— Комплекс строился восемь лет назад методом народной стройки, — рассказывает нам по дороге Володя Качура. — Музей призван не только увековечить грандиозную систему оборонительных укреплений «Линии Сталина», но и стать символом героической борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
О том, что мы подъезжаем к «Линии Сталина», легко было догадаться при виде огромного количества машин и экспозиции военной техники, а также обилия инженерных сооружений — земляных валов, ежей, надолбов. Кроме четырех сохранившихся ДОТов, здесь воссозданы инженерные сооружения 1931–1932 годов, среди которых орудийный полукапонир и артиллерийский командный наблюдательный пункт. Представлены также инженерная техника и участок границы с наблюдательной вышкой, каким он был в довоенные годы. На пьедестале рядом с полукапониром — легендарный танк Т-34-76, равных которому нет, пожалуй, нигде в мире, ибо он собран из… семи танков, найденных на полях сражений. Кстати, всё, что находится сейчас в восстановленных пулеметных дотах и полукапонирах, — в рабочем состоянии. Можно посмотреть в перископ или представить себя пулеметчиком, держась за ручки настоящего «Максима»; покрутить ручку пушки, поднимая и опуская ствол; попробовать зарядить ее снарядом или поуправлять настоящей «зениткой». А еще — пострелять холостыми патронами из нагана, маузера, винтовки Мосина, пулемета Дегтярева или немецкого «Шмайсера». Детишки же сколько угодно могут бегать и прыгать по длиннющей системе земляных укреплений.
Кроме фортификации, в музее под открытым небом мы увидели более 160 экспонатов, среди которых — боевая, инженерная и авиационная техника. Приятно удивила и уникальная экспозиция российских, польских и немецких бронеколпаков, сохранившихся еще с первой мировой войны.
Словом, экспонаты «Линии Сталина» позволили погрузиться в историю. Правда, на самое интересное мы опоздали. Буквально до нашего приезда здесь состоялась военно-историческая реконструкции сражений, участники которых были одеты в форму солдат того времени. При этом, как нам рассказали очевидцы, широко применялись танки, самоходки и даже самолеты. Всю эту технику, участвующую в сражении, мы увидели чуть позже на специальной площадке. А невдалеке…
Не может быть! Подхожу ближе — и вот она, родимая. Именно такую ракету Р-12 (8К63), состоявшую на вооружении РВСН СССР и входившую в боевой ракетный комплекс средней дальности в далеком 1971 году в Витебской области, готовил к пускам 303 номер боевого расчета 12 стартовой батареи младший сержант Громак…
Трудно подавить волнение и нахлынувшие воспоминания. В России все эти ракеты давно уже порезаны на металлолом. А вот в Белоруссии сохранили, и ее, как сорок с лишним лет назад, можно потрогать руками.
Пока я предавался воспоминаниям далекой армейской юности, мои сослуживцы по Северному флоту нашли морской уголок, автором проекта которого является руководитель организации «Морское братство — нерушимо!» Арсений Крицкий. Основу его пока составляет якорь времен Петра I, символизирующий «ключ от всех морей и океанов», и советский плавающий танк ПТ-76.
— На «Линии Сталина» ветераны флота решили сделать целый пантеон морской славы, где моряки могли бы встречаться, — рассказывает старшина I статьи Качура. — Правда, с экспонатами пока напряженка.
… Покидая музей под открытым небом, мы с Володей Качурой подошли к памятнику Сталину, который возвышался на холме неподалеку от входа. Отрадно было увидеть, что Генералиссимус не забыт, — у памятника лежали цветы и венки. Добавив к ним наши гвоздики, мы направились к машинам.
Валерий ГРОМАК
спецкор «НВ»
Республика Беларусь