Компания Dr.Web в начале 2014 года решила озаботиться чистотой глобальной сети, применимо к пользователям своих продуктов, для чего добавила в свой антивирус модуль антивирусной проверки HTTP-трафика «Spider Gate».
Теперь, всего за 1290 рублей в год, могут насладиться дополнительной цензурой интернета от установленного антивируса те, кому мало цензуры на законодательном уровне. Поскольку данный модуль не просто ищет во входящем интернет-трафике вирусы, а также проверяет посещаемые пользователями сайты на соответствие своему списку «нерекомендуемых» сайтов. И если сайт, который вы собрались посетить, находится в этом списке, то он блокируется с выдачей соответствующего уведомления. Отключить этот модуль теоретически можно, однако компания на своём сайте на вопрос пользователей о возможности отключения высказывается следующим образом: «Отключать веб-антивирус SpIDer Gate не следует, так как в настоящий момент большое количество вредоносного ПО распространяется именно через инфицированные веб-сайты.»
Казалось бы всё неплохо, антивирус продаётся, компания богатеет и развивается, пользователи за свои деньги наслаждаются блокировкой ранее без проблем посещаемых сайтов, и все должны быть довольны. Но оказывается довольны не все. Богатеть-то хочется быстрее, а значит нужно улучшать распространение своих продуктов. Сказать легко, но как это сделать? Маркетологам компании Dr.Web похоже не пришло в голову ничего лучшего, как расширить список блокируемых сайтов, благо что регламент внесения в этот список никем и нигде не прописан. Да-да, именно так. Некие «специалисты» компании считают, что их пользователям этот сайт посещать нежелательно. И точка. Причём никто, включая пользователей и владельцев сайтов, не может добиться у разработчиков разъяснения оснований внесения любимого, безопасного, и ничем другим кроме их продукта не блокируемого сайта, в этот список. На все вопросы ответ от компании Dr.Web один: «Ваш запрос был проанализирован. Это срабатывание не является ложным. Указанный Вами сайт не рекомендуется к посещению специалистами компании «Доктор Веб», и ссылка на него не будет удалена из баз Dr.Web.» Вот так однозначно за вас решили, что сайт не рекомендуется для вашего мозга. Складывается впечатление, что отвечает на той стороне исключительно робот, проверяет ссылку, находит её в своей базе и пишет по шаблону ответ, и в дальнейшем этот e-mail адрес игнорирует, потому что уже ответил. А база нерекомендуемых сайтов тем временем растёт как на дрожжах. По заявлению компании: «… в период с 9 по 15 июня 2014 года в списки нерекомендуемых сайтов было добавлено 4306 адресов веб-страниц, среди которых имеются и электронные магазины…». 4306 страниц за 6 дней. Это же более 20 000 в месяц. А в год? Страшно подумать о цифрах. Отлично работают «специалисты» Dr.Web, такими ударными темпами все более-менее значимые в сети сайты за несколько лет будут добавлены в их базу нерекомендуемых. Далее дело за малым, дописать в конце выданных пользователю результатов проверки: «Доктор Веб» не рекомендует посещать этот сайт. Если вы уже успели побывать на нём – воспользуйтесь бесплатными продуктами Dr.Web для проверки и лечения вашего ПК или мобильного устройства». Опять сплошная забота о пользователе, и продукты вроде как бесплатные, но только с рекламой и возможностью отправки статистики. То есть всё же приносят прибыль компании. Причём онлайн-сканер сайтов на сайте Dr.Web называется «УРоЛог». Почему именно «Уролог» как-то не очень понятно. Насколько мне известно, урология изучает заболевания мужской мочеполовой системы, тогда как вирусным поражениям подвержен весь организм. То есть либо этот сканер ищет только специфические вирусы в специфических местах, либо у кого-то из команды Dr.Web ассоциативное мышление оставляет желать лучшего.
К примеру возьмём часто посещаемый автором этой статьи (и приносящий немалую прибыль, надо сказать) крупнейший инвестиционный форум рунета – http://mmgp.ru Этот форум относительно недавно был добавлен компанией Dr.Web в список нерекомендуемых сайтов. Для сравнения количество пользователей mmgp.ru – 288 661 человек (forum.drweb.com – 50 487 человек), рейтинг Alexa mmgp.ru – 2 033 in Russia 142 (drweb.com – 10 331 in Russia 794). Инвестиционный форум имеет рейтинг, превышающий рейтинг сайта «доктора веб» в 5 раз, и почти в 6 раз больше пользователей. Кроме того ни один из 61 антивируса на сайте virustotal не нашёл вирусов на сайте http://mmgp.ru, включая и Dr.Web, который признаёт (в том числе и в своём «урологе»), что вирусов на сайте нет. Значит добавление в чёрный список скорее всего вопрос восприятия той или иной тематики разных сайтов «специалистами» компании Dr.Web. Я употребил оборот «скорее всего» потому, что не хотелось бы думать о них совсем плохо, и относить такие добавления сайтов в список нерекомендуемых на счёт коррумпированности и внесения в чёрный список на основе оплаты этим «специалистам» конкурентами этих самых сайтов. Хотя это тоже не самый невероятный вариант мотивации. И порой такая блокировка даже может прямо нарушать действующее законодательство РФ, а именно ограничивать свободу слова граждан, одно из основных конституционных прав. Основания для такого ограничения однозначно и недвусмысленно прописаны в Конституции РФ, и мнение «специалистов» компании Dr.Web среди таких оснований точно не указано.
В общем абсурд. Такая ситуация равносильна тому, что вы просите водителя такси высадить вас в каком-то месте, а он говорит вам что здесь вас не высадит, потому что это нежелательно для вас, лучше езжайте в другие места, которые он считает подходящими. Программа за которую я плачу, запрещает мне использовать интернет так, как мне хочется, при этом даже не мотивируя свои запреты, не говоря уже об их объективности. Вероятнее всего, мотивом является обычная корысть. По-моему все выглядит так, что Dr.Web под видом заботы о пользователях старается распространить свои продукты как можно шире. Но даже если их специалисты руководствуются в своих действиях чем-то иным, то не явное ли это вмешательство в личное пространство пользователей? Ведь они не предупреждают что сайт не рекомендуется, а сразу просто блокируют его, не давая увидеть его. Не надо решать за людей какие сайты для них желательны, а какие нет, они сами отлично разберутся в этом. Это же не вирусы, для борьбы с которыми покупают антивирусный продукт. Многих пользователей и раньше-то настораживало ваше настойчивое требование отправить статистику для улучшения продуктов, но здесь уже совсем перегиб. Скоро наверное начнёте выключать пользователям компьютер раз в полчаса, заботясь об их здоровье. Благими намерениями дорога в Ад вымощена, помните об этом, «специалисты».