Основные тренды мировой политики в 2015 год.
В следующем году украинский вопрос останется главным раздражителем в диалоге между Россией и Западом. Москва, в свою очередь, еще больше сблизится с Пекином и сможет получать кредиты в юанях. Появится возможность покончить с боевиками «Исламского государства», но этого так и не произойдет. Российские политологи рассказали «Ленте.ру», что ожидает мир в 2015 году.
* * *
«В будущем году украинский кризис, вызревавший два десятилетия из-за нежелания Запада закончить холодную войну, вряд ли урегулируется. Во-первых, Украина в очень тяжелом положении, во-вторых, ни один из игроков — ни Россия, ни ЕС, ни США — не достиг своих целей. Вероятность эскалации украинского конфликта относительно невелика, если, конечно, Запад не начнет поставлять вооружение Киеву и не попытается вовлечь его в какие-нибудь военные структуры. Надеюсь, в следующем году все осознают бесперспективность противостояния. К США это, конечно, не относится — Вашингтон продолжит подпитывать украинский кризис. Урегулирование начнется не раньше, чем стороны убедятся, что цели недостижимы и необходим компромисс. Однако не факт, что это поможет: у Украины нет государствообразующей элиты. Страна может развиваться только при помощи внешнего совместного российско-европейского управления, что в нынешней ситуации нереально.
Новый год может быть очень тревожным и очень динамичным. Большой войны, которой все так боятся, не будет, потому что Господь вручил нам ядерное оружие. Продолжится нарастание нестабильности на расширенном Ближнем Востоке, где проявляются признаки цивилизационного коллапса.
Вывод американских войск из Афганистана означает для России усиление угрозы с юга. Нестабильной будет ситуация и на китайских границах: соседи КНР боятся Пекина, а Вашингтон не стесняется пользоваться этими страхами для усиления своего влияния. Не исключен прорыв в отношениях между Индией и Китаем — может, они, наконец, решат свои пограничные вопросы».
* * *
«Перед Китаем в следующем году в основном будут стоять внутриполитические задачи. У КНР продолжается экономический рост. Одновременно с этим в стране проводится масштабная антикоррупционная кампания, новые власти наводят порядок в государственной и партийной бюрократии. Кроме того, у руководства КНР есть достаточно амбициозная цель — построение правового государства. А для этого нужно реформировать разные государственные органы и структуры.
В текущем году Китай столкнулся с двумя неприятными проблемами: активизацией сепаратистского движения на Тайване и протестами в Гонконге. В результате было сорвано важное торговое соглашение между Пекином и Тайбэем. К тому же нанесен серьезный удар по китайской концепции воссоединения Тайваня с материком, получившей название «одна страна — две системы». В следующем году Пекину придется изменить стратегию. Возможно, снова перейти к политике сильного давления на остров, которую китайцы применяли в конце 90-х — начале 2000-х годов.
Пекин воспринимает обострение отношений России и США как шанс получить передышку и ослабить давление со стороны Запада. С другой стороны, видит возможность для укрепления сотрудничества с Россией на выгодных для себя условиях. В конце года министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что Пекин окажет поддержку российской экономике, столкнувшейся с трудностями. На новый уровень выходит финансовое взаимодействие между нашими странами. Это то, что нужно сейчас, когда перекрыты внешние источники финансирования. У нас может появиться возможность получать кредиты в юанях.
Я думаю, в следующем году реализуется многое из того, о чем в этом годудоговорились председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин. Полагаю, мы увидим мощный рост сотрудничества по всем направлениям».
* * *
«В 2015 году, скорее всего, не будет никакой войны между Израилем и Палестиной. Сейчас у израильтян другие проблемы: парламентские выборы, тяжелая экономическая ситуация, внутренняя борьба между правыми и левыми. Меньше всего они сейчас думают о палестинцах. Израиль ждет, чем закончатся переговоры между Ираном и Западом, удастся ли договориться по ядерной программе.
Что касается ИГ, здесь ситуация сложная. Ни одна из стран не может понять, что делать с исламистами. Когда джихадисты устроили блицкриг, — захватили Мосули погнали иракскую армию, — всем казалось, что боевики уже победили. Однаковзять под контроль Багдад им не удалось, и в августе исламисты направились в Курдистан, чтобы обеспечить себе доступ к нефти. С черным золотом в руках «Исламское государство» стало бы полноценным государством.
Сейчас готовится весеннее наступление на боевиков ИГ. В нем должна участвовать иракская армия, поддерживаемая Соединенными Штатами, отряд пешмерга, курдское ополчение, авиация союзников (90 процентов из которых — американцы). Трудно сказать, как все получится, неизвестно, насколько боеспособной будет эта новая иракская армия, так как в ней плечом к плечу должны сражаться шииты и сунниты. И у тех, и у других есть «ястребы», выступающие против какого-либо примирения между сторонами. В частности, суннитской части войска трудно забыть политику бывшего иракского премьер-министра Нури Аль-Малики.
Не верят багдадским властям и курдские пешмерга. Есть проблема Киркука, или, как его называют, «курдского Иерусалима». Имеется мнение, что Курдистан отделится и создаст независимое государство. Однако ни США, ни Турция не разрешат курдам сделать это. В войне с боевиками ИГ и арабы, и курды — союзники, но союзники условные. Даже если они разобьют исламистов, не исключено, что им придется впоследствии воевать друг с другом из-за Киркука.
На Ближнем Востоке три государства с сильными армиями: Иран, Турция и Израиль. Если бы хоть одно из них ввело войска в Сирию и Ирак, от «Исламского государства» вообще ничего бы не осталось. Но по политическим причинам они этого не сделают.
Американцы, в свою очередь, могут лишь воспрепятствовать экспансии ИГ, не допустить их продвижения в Саудовскую Аравию и Иорданию. Чтобы разгромить зверя в его логове, нужны сухопутные войска. Но ни США, ни другие западные страны не пошлют туда своих солдат, так как общественность категорически против.
По-видимому, весь следующий год в лучшем случае продолжится такая позиционная война: где-то возможны прорывы, но в целом ИГ сохранит контроль над захваченными территориями. Джихадистов будут бомбить с воздуха и в Ираке, и в Сирии. Худший вариант, если те все-таки наберут сил и двинутся в арабские страны, где большое суннитское население, — это Иордания и Саудовская Аравия. Там их встретят с распростертыми объятиями. Если им удастся прорваться в страны залива, богатые запасами нефти, экономические проблемы «Исламского государства» будут решены. А если через Иорданию боевики попадут на Синайский полуостров, они ударят по двум своим врагам — Израилю и Египту с новым президентом маршалом Ас-Сиси, разогнавшим и репрессировавшим “Братьев-мусульман”».
* * *
«Изменятся ли отношения Москвы и Брюсселя в следующем году, зависит от исхода украинского кризиса. Но даже при самом благоприятном сценарии прежними они уже не будут. Остается только надеяться, что по ключевым направлениям сотрудничество сохранится и новое противостояние будет менее острым, долгим и разрушительным, чем прошлая холодная война.
Если наметится потепление в отношениях, то Россия и страны ЕС могли бы провести совместную миротворческую операцию на востоке Украины с санкции Совбеза ООН. Это, во-первых, положило бы конец конфликту, а во-вторых, запустило бы новый проект Москвы и Брюсселя в сфере европейской безопасности.
Перед Евросоюзом в 2015 году стоит трудная задача: укрепить стабильность и безопасность в Большой Европе и помочь в этом соседним регионам. Речь прежде всего о СНГ и странах Ближнего Востока. Внешние вызовы никуда не денутся: международный терроризм, распространение оружия массового поражения, радикальный исламизм в лице ИГ. Если этот новый центр силы продолжит идеологическую и военную экспансию, не исключена очередная фаза острых конфликтов, терроризма и распространения оружия массового уничтожения в мире.
Во внутренней политике Брюссель также столкнется со сложными задачами: еврочиновникам не только придется преодолевать евроскептические настроения в странах ЕС и бороться с подъемом национализма, но и убеждать граждан больше доверять наднациональным структурам и механизмам, а также своим правительствам и элитам».
* * *
«Говорить о нормализации отношений между США и Россией и о возрождении какого-то партнерства в будущем году не приходится. Из-за кризиса Россия постепенно уходит с авансцены американской внешней политики, к тому же окружение Обамы не заинтересовано в нормализации ситуации. Конечно, по некоторым вопросам диалог и сотрудничество возможны, но серьезные противоречия никуда не денутся — санкции в ближайшее время явно никто не снимет. В январе Обама получит новый состав Конгресса, и остановить антироссийскую истерию, в которую впадает в последнее время американская элита, ему будет еще сложнее.
Перед администрацией американского президента на 2015 год во внешней политике стоят две ключевых задачи. Первая — создание Трансатлантического партнерства в области торговли и инвестиций и Транс-Тихоокеанского партнерства, вторая — решение проблемы безопасности американских партнеров и расширение инструментария влияния на ситуацию на Ближнем Востоке. Вашингтону придется не только воевать с ИГ, но также пытаться сформировать новый баланс интересов своих партнеров в регионе, притом что они часто противоречат друг другу. Плюс Афганистан, где американцам надо обеспечить существование жизнеспособной государственной системы.
Не исключено, что осложнится ситуация в АТР. Хотя сейчас диалог США и Китая, несмотря на постоянный обмен политико-дипломатическими уколами, идет вполне позитивно, проблемы безопасности в АТР могут вынудить США вмешаться».