Примадонна с компанией готовится к штурму Смольного.
Беда на жителей Северной столицы свалилась, откуда не ждали. Алла Пугачева и ее компания готовятся через суд вытребовать у Смольного компенсацию за отобранный участок, на котором они планировали построить так называемый культурно-деловой центр.
Пара миллионов долларов, о которых компания ведет речь, — это серьезная потеря для бюджета города, то есть для населения в столь сложное время, какое переживает вся страна. Впрочем, деловые партнеры согласны и на другой вариант: взять взамен новый участок, если он им, конечно, подойдет. За «свое» — кусок земли в историческом центре Петербурга — они готовы биться до последнего… Считают, что стройку им запретили незаконно.
Правда, позабыв (по вполне понятным причинам) о самом главном — что стройку ту прежде всего им незаконно разрешили!
Постановление о выделении земли на Васильевском острове для Аллы Пугачевой губернатор Валентина Матвиенко подписала буквально в последний момент, перед тем как сложить с себя полномочия. Страх проиграть грядущие выборы в Госдуму заставил партию власти убрать непопулярную у петербуржцев фигуру — чтобы перестала раздражать электорат. Но поистине царский подарок Примадонне (не потому, что от царицы, а потому что — очень дорогой!) г-жа Матвиенко успела-таки сделать.
Около трех гектаров земли на Морской набережной Васильевского острова пугачевцы (среди которых был тогда и Максим Воробьев, брат тогдашнего руководителя фракции «Единой России» в Госдуме, а ныне подмосковного губернатора) получили за смешную сумму 39 миллионов рублей да еще в рассрочку на четыре года. Это при рыночной стоимости участка, которая, по разным оценкам, составляла от 300 до 450 миллионов рублей. А то и много больше, будь он выставлен на торги, как требовал закон, — уж больно лакомый кусок.
Почему-то закрыла глаза Валентина Матвиенко и на другое важное обстоятельство, не позволявшее ей «дарить» этот участок кому бы то ни было. По генплану Петербурга, там должна была пройти автомагистраль.
Ах да, следует особо сказать, какое кошмарное зрелище (в случае реализации проекта) ожидало петербуржцев и гостей города. Сначала планировалось построить сооружение в виде буквы «П» высотой 100 метров — и охраняемому законом силуэту Адмиралтейства был бы каюк. Жителям, вставшим на защиту своего города, после тяжелой и длительной осады удалось добиться отмены этого плана. Тогда возник другой — высотка в виде «бриллианта на скипетре», но его отверг градостроительный совет (Матвиенко была уже далеко!). Таким образом, Северная столица осталась без «архитектурной жемчужины». Зато уберегла историческую панораму и соблюла честь и достоинство.
Далась победа нелегко! Несколько лет общественникам пришлось бороться и с пугачевцами, и с городскими чиновниками. В 2013 году они добились, чтобы суд признал незаконными правила землепользования и застройки, выданные Алле Пугачевой и компании. Затем (тоже через суд) было доказано: само разрешение на строительство является незаконным. Но только прошлым летом городская власть окончательно отказалась от проекта, доставшегося ей в наследство от бывшей градоначальницы.
Кстати, хотя речь все время велась о строительстве культурно-делового центра и даже «Театре песни Аллы Пугачевой», на самом деле точности ради его следовало называть прежде всего деловым, а уж потом немного культурным. Из общей площади почти в 200 тысяч квадратных метров менее одной десятой отводилось под этот самый «Театр», то есть концертный зал. Девять десятых (!) должны были занять бизнес-центр, гостиница, рестораны, элитные апартаменты с висячими садами…
И вот теперь петербуржцы должны еще и заплатить Алле Пугачевой с дочерью и нынешним партнером Евгением Финкельштейном (51 процент компании) за «инвестиционные потери». За то, что им не дали реализовать бизнес-план из-за «ошибок и недоработок разных комитетов и правительства Петербурга».
Однако причем тут город и горожане? Почему они должны расплачиваться за чужие грехи? Землю пугачевцам незаконно дала Валентина Матвиенко, бумаги оформляли ее подчиненные, а жители города как раз с самого начала были против этой «стройки века». Вот пусть бывшая хозяйка Смольного со своим двором и отвечает на все претензии! Выдюжат — скинутся, сложатся, ссуду в банке возьмут…
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»
NB!
МЕЖДУ ПРОЧИМ, это не единственный инвестпроект, затеянный Валентиной Матвиенко, который пришлось закрыть в Петербурге. После ревизии «наследства» власти отказались от строительства Орловского тоннеля, Ново-Адмиралтейского моста, переправы через остров Серный, еще одного Дворца искусств на Васильевском острове венгерского бизнесмена Шандора Демьяна…
Но первую тройку самых скандальных проектов по праву составили «Театр песни Аллы Пугачевой», проект застройки города компании «СПб Реновация» главы рыбного холдинга Максима Воробьева с партнерами и стадион для газпромовского футбольного клуба «Зенит». Башня для самого «Газпрома» остается, разумеется, вне конкуренции.