Глюки «антипиратского» закона

Почему новые нормы регулирования угрожают развитию Интернета?21 августа Роскомнадзор впервые применил «антипиратский» закон для блокировки сайта opensharing.org

Перед этим заявление в Мосгорсуд об ограничении доступа к своей продукции направила компания «Дирекция кино», заявив о нелегально размещенных в сети фильмах «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Диверсант. Конец войны», «Две судьбы. Новая жизнь», «Десантура. Никто кроме нас», «Адмирал», «Исчезнувшие», «Лето волков», «Каникулы строгого режима», «Любовь под прикрытием» и «Подсадной». Владельцы ресурса не устранили в отведенный законом срок технические возможности для скачивания 10 фильмов, и Роскомнадзор применил новый закон, закрыв сайт для пользователей.

«Надеюсь, это будет достаточным сигналом тем интернет-ресурсам, которые до сего момента распространяют пиратский контент в сети», — прокомментировал ситуацию руководитель ведомства Александр Жаров, и добавил, что у ресурсов, планирующих вести легальный бизнес, еще есть время, чтобы начать сотрудничать с правообладателями.

Закон ударит по всем

Закон о защите интеллектуальных прав в Интернете, больше известный как «антипиратский», вступил в силу 1 августа.

По мнению экспертов, этот закон кардинально меняет характер отношений между интернет-бизнесом и государством. Теперь на законодательном уровне закреплена процедура досудебной блокировки сайтов с пиратскими фильмами, а также сайтов, которые содержат информацию, необходимую для доступа к такому видео, иными словами –  ссылки на пиратский контент. «Антипиратский» закон предусматривает процедуру досудебной блокировки сайтов, отказавшихся удалять пиратские фильмы по требованию правообладателя. Для этого правообладатель должен обратиться в Мосгорсуд за предварительными обеспечительными мерами. В течение 15 дней после обращения правообладатель должен подать иск, иначе блокировка будет снята.

Норма досудебной блокировки ресурса вызвала жесткую критику со стороны ряда крупных интернет-компаний, которые посчитали, что ее положения угрожают развитию Рунета.

«Яндекс»: «В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит абсолютно по всем – даже не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям. Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с Интернетом, это все равно что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария».

Google: «Закон в таком виде представляет потенциальную угрозу для всех сторон. Пользователям будет затруднен доступ к легальному контенту, а правообладатели, которые уже используют легальные платформы для монетизации своего контента, получат меньше возможностей для роста, поскольку закон угрожает развитию интернета в России».

Mail.ru: «Законопроект концептуально идет вразрез с успешным международным опытом, практикой российских судов по проблеме авторских и смежных прав в интернете и в текущей редакции окажет негативное воздействие на интернет-отрасль. Механизмы борьбы с пиратским контентом должны быть соразмерными и не создавать почву для злоупотреблений и блокировки добросовестных ресурсов».

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК): «Законопроектом закладываются широкие возможности для злоупотреблений и недобросовестной конкурентной борьбы. Согласно международному опыту стран, в которых существуют аналогичные механизмы борьбы с нелегальным контентом, почти половина запросов отсылаются конкурентами существующих легальных сервисов. При том что законопроектом предусмотрены предварительные обеспечительные меры, позволяющие заблокировать интернет-ресурс без его предварительного уведомления на основании лишь предположения о нарушении, такая норма представляет собой значительную угрозу как начинающим легальным сервисам, так и информационным посредникам».

Правообладатели , наоборот, встретили новый закон с воодушевлением.

Владимир Мединский, министр культуры РФ: «Авторам невозможно существовать в условиях глобального интернета без защиты. Если органы власти смогут эффективно блокировать пиратские сайты и, что крайне важно, сайты-посредники, это будет колоссальным вкладом в нормальные цивилизованные отношения на рынке. Именно тогда будет смысл оказывать государственную поддержку кино, музыке, литературе. Это фантастический прорыв в сфере защиты авторских прав».

Владимир Бортко, режиссер, депутат Госдумы: «Это первый правильный шаг в правильном направлении. Я очень сожалею, что туда не вошли музыканты, писатели – они наиболее страдают от воровства. Но я думаю, это не конец. Естественно, этот закон должен защищать не только кинематографистов, но и музыкантов и писателей».

Национальная федерация музыкальной индустрии: «Антипиратский закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав и в информационно-телекоммуникационных сетях» стал настоящим прорывом в сфере охраны интеллектуальной собственности в интернете. Закон ставит под угрозу краха весь пиратский бизнес в России, одновременно оставляя пользователю возможность потреблять качественный, законный и безопасный контент, предоставляемый при этом совершенно бесплатно. Таким образом, впервые в истории России вводятся эффективные меры борьбы против цифрового пиратства».

Онлайн-забастовка

Вступление в силу «антипиратского» закона интернет-компании встретили онлайн-забастовкой, В протесте участвовали более 1700 сайтов, среди которых были и гиганты российского сектора Интернета. Например, Mail.ru повесил черную плашку с протестом против закона. Интернет-энциклопедия «Луркоморье» заявление о блокировке ресурса Роскомнадзором дала на траурном черном фоне.

На черных скрипт-заглушках, установленных на сайтах-участниках акции протеста, были размещены ссылки на петицию против «антипиратского» закона на сайте «Российская общественная инициатива». За месяц с небольшим ее подписали более 100 тысяч пользователей, необходимых для рассмотрения в Госдуме. Позже Пиратская партия, поддерживавшая петицию, и КПРФ договорились совместно противостоять «антипиратскому» закону, в частности — содействовать рассмотрению петиции в парламенте.

Первым правообладателем, который решил опробовать новый закон в действии, стала дистрибьюторская кинокомпания «Кино без границ». Глава компании Сэм Клебанов подал 1 августа заявление в Мосгорсуд к соцсети «ВКонтакте». В заявлении говорилось о нелегальном размещении нескольких иностранных фильмов, но суд его не принял.

«В заявлении не было представлено доказательств, подтверждающих, что именно «Кино без границ» являются правообладателем картин, а также Клебанов не представил документы, подтверждающие, что он — гендиректор и президент данной компании», — объяснила причину отказа руководитель пресс-службы суда Анна Усачева.

Руководитель пресс-службы «ВКонтакте» Георгий Лобушкин в ответ на предъявленные к соцсети претензии заявил: «В «ВКонтакте» давно существует процедура досудебного урегулирования споров с правообладателями. Обязательства мы добросовестно исполняем».

Надежда остается

После начала действия «антипиратского» закона Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) предложила свой инструмент для помощи интернет-компаниям — сайт RuTakeDown.

Основная задача сайта — помощь в решении споров в досудебном порядке, информирование о принципах саморегулирования в Рунете, обеспечение общественного контроля за исполнением «антипиратского» закона. Сайт, считают в РАЭК, поможет пользователям пожаловаться на недоступность контента, владельцам сайтов — на неправомерную, по их мнению, блокировку, правообладателям — на нарушения авторских прав в досудебном порядке.

Предложив это компромиссное решение, РАЭК напомнила о том, что по-прежнему не поддерживает принятие «антипиратского» закона.

«Вместе с другими законами, регулирующими деятельность сети, он создает барьеры на пути развития экономики интернета», — заявили в РАЭК.

Однако есть надежда, что «глюки» в новом законе все же будут исправлены.

Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству обещал рассмотреть петицию интернет-пользователей против «антипиратского» закона, набравшую, как уже упоминалось, необходимые 100 тысяч голосов. Об этом 19 августа сообщил глава  комитета Павел Крашенинников.

По процедуре, сначала петиция должна пройти через экспертную рабочую группу, которую возглавляет министр по «Открытому правительству» Михаил Абызов. В группу также входят сенатор Руслан Гаттаров, заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк, депутат Роберт Шлегель и другие чиновники и общественники.

Семен Богданов

Фото: СФН

Ранее

Семидневная война: игра на опережение

Далее

Соловей и «Соловьи»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru