На основании дополнительных экзаменов школы имеют право набирать учеников в лицейские классы.
Сегодня девятиклассники сдают два обязательных экзамена ГИА, и могут сдать еще и два добровольных. Но пользуются таким «подарком» меньше половины школяров. Минобрнауки планирует сделать добровольные экзамены обязательными, доведя их число до 4 — но это пока проект на обсуждении. А для чего сегодня школьникам позволяется сдавать ненужные добровольные экзамены? Об этом «МК» рассказал заслуженный учитель России и директор московской школы №109 Евгений Ямбург.
Ситуация с ГИА в 9 классе выглядит так – сейчас девятиклассники сдают два обязательных предмета: математику и русский язык. При этом они имеют право сдать еще два экзамена по выбору – литературу, физику, химию, биологию, географию, историю и прочие предметы. Но пользуются таким «подарком», разумеется, только «ботаники» – остальные ограничиваются неизбежными русским и математикой, не желая перенапрягаться — все равно впереди ЕГЭ!
В прошлом году не более трети девятиклассников, от общего числа сдававших ГИА-9, добровольно выбирали 1-2 дополнительных экзамена вдобавок к двум обязательным! Всего на ГИА-2014 проэкзаменовали 1.152.000 учеников — помимо математики и русского около 114 тысяч из них выбрали дополнительно обществознание, 50 тысяч – физику, 42 тысячи – биологию, 41 тысяча – информатику. Остальные предметы существенно уступили в популярности. Минобрнауки не устраивает такая ситуация — они не могут понять, почему школяры пренебрегают «подарком» – возможностью поиметь дополнительные испытания! И ГИА ждет реформа, в рамках которой число обязательных экзаменов с 2016 года может увеличиться с двух до четырех, с 2018 — до пяти, а с 2020 – до шести! Впрочем, вопрос пока на стадии обсуждения. Так как же девятиклассников можно мотивировать добровольно сдать экзамены, которые по сути — не нужны?
– Пока обязательными ГИА у оканчивающих девятый класс являются два экзамена — русский язык и математика. И больше половины школьников ограничиваются обязательными экзаменами – рассказывает заслуженный учитель России и директор школы № 109 Евгений Ямбург:
– Увы, у школ достаточно слабые инструменты для мотивации детей поучить и сдать еще один-два предмета. Но мотивация эта все же есть — ориентирована она, безусловно, на тех, кто планирует учиться дальше — в 10-11 классах. К примеру, из девятого класса можно пойти в обычный десятый, а можно в лицейский, углубленный, с индивидуальным подходом — это, безусловно, лучше и интереснее, в первую очередь в плане дальнейшей учебы в вузе. И школа имеет право набирать в лицейские группы тех, кто проявляет явное усердие в учебе, лучшим индикатором чего являются дополнительные добровольные ГИА. Кстати, в лицейские классы набор может проходить посредством дополнительных экзаменационных испытаний — сдавших 3-4 ГИА вместо двух обязательных могут от них освободить. В конце-концов, необязательный экзамен — на порядок менее стрессогенный, нежели тот, от которого что-то зависит. Сдать его — значит потренироваться, набраться лишней практики — это пойдет на пользу на ЕГЭ!
В ГИА Евгений Ямбург видит две большие основные проблемы. Во-первых, ГИА по русскому и математике для многих школьников просто слишком сложны! Это может быть связано как с общей слабой учебой школьника, так и с узким талантом. В результате слабые дети должны кровь из носу сдать ГИА, потому, что они им необходимы для поступления даже в самый простой техникум. Мучаются и узкоталантливые — ну рисует, скажем, ребенок божественно — а математика ему не дается! Раньше учителя входили в положение, и «вытаскивали» слабаков, сегодня же экзамен проходит под камерами, не забалуешь… Получается, что ГИА для некоторых становится барьером на пути в средне-специальные учебные заведения, хотя там и так недобор, и ограничивать путь в них — неразумно.
– У меня учился мальчик — слабо учился, но рисовал великолепно — продолжает Евгений Ямбург: – После девятого класса я уговаривал его маму отдать сына в специализированную художественную школу, но она хотела, чтобы он «посидел в обычной». После 10 класса я её все же убедил её устроить сына в МАХУ – художественное училище им. 1905 года, и позже она приходила с благодарностями — мальчик обрел себя, раскрылся, стал заниматься тем, к чему был предрасположен! Но год в 10 классе он все же потерял впустую — нужно было идти в «художку» сразу после ГИА, которые он едва сдал, и после чего уже все было ясно с его способностями и талантами. Этот год, а то и два, теряют многие… Или вот случай – из советского еще периода, когда любой слабый ученик все же мог без проблем пойти в ПТУ, как минимум. Был у нас мальчик — натуральный двоечник, но имел талант — неисправности в технике чувствовал каким-то звериным чутьем, спинным мозгом, как говорят. Учителя его, как практиковалось, дотянули до 8 класса и благополучно выпихнули, после чего он отучился на автомеханика, стал отлично зарабатывать — я его позже встречал, общался…Сейчас ГИА он может и не сдать — это сильно усложнит его жизненный путь, который в целом очевиден и не так уж плох.
Другая проблема — если так можно выразиться, с противоположной полярностью. Как и ЕГЭ, ГИА сегодня представляет собой весьма условный экзамен — всего по двум предметам. Что сразу закладывает в детей пренебрежение ко всем прочим предметам, ставит их на второй, третий план. Ну, скажите — кто сейчас станет учить географию, если даже в вузах гостиничного бизнеса и туриндустрии её заменяют обществознанием?! Вот и вводят молодых людей в ступор простейшие вопросы о названиях столиц крупнейших стран… Понижать же планку ради слабых — нельзя. Это полностью лишит мотивации сильных.
По информации: www.mk.ru