FIFA поймали на игре рукой

Высокопоставленные чиновники федерации арестованы по обвинению в коррупции

1184685-271337-4x188718

За два дня до выборов президента Международной футбольной федерации (FIFA) одна из наиболее влиятельных и богатых спортивных организаций мира пережила события, которые можно считать самым острым кризисом в ее истории. Швейцарская полиция арестовала сразу несколько высокопоставленных чиновников FIFA по обвинению в коррупции. Эти аресты стали итогом расследования, которое параллельно велось в двух странах — Швейцарии и США — и затрагивает в том числе состоявшиеся пять лет назад выборы стран—хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов, которыми стали Россия и Катар. Союз европейских футбольных ассоциаций (UEFA) уже потребовал перенести президентские выборы в головной организации с участием баллотирующегося на пятый срок Зеппа Блаттера, хотя к нему у правоохранительных органов пока нет никаких претензий. Как нет их пока к России, уже назвавшей действия США “очередным случаем незаконного экстерриториального применения американского законодательства”.

Утренние аресты

Чрезвычайные события, связанные с головной футбольной организацией, начались вчера около шести утра. На рассвете в гостиницу Baur au Lac в Цюрихе, где остановились делегаты очередного конгресса FIFA, вошла группа сотрудников силовых швейцарских структур. Взяв ключи от номеров, они задержали нескольких человек. Вдобавок к этому швейцарская полиция произвела выемку документов и компьютерных данных в штаб-квартире FIFA, которая также располагается в Цюрихе.

Позже стало известно, что случившееся — итог двух развивавшихся параллельно расследований. Одним занимались швейцарские правоохранительные органы, другим — американские. Некоторые их детали были обнародованы в официальных заявлениях Генеральной прокуратуры Швейцарии и Министерства юстиции США.

Офис швейцарского генерального прокурора сообщил, что открыл уголовное дело в отношении “неизвестных лиц” по подозрению в действиях криминального характера и отмывании денег в связи с процессом выбора мест проведения чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Он подтвердил, что с согласия и при сотрудничестве с FIFA произвел выемку данных и документов, хранившихся в компьютерах в штаб-квартире федерации, и санкционировал аналогичные процедуры, касающиеся банковских документов, в “различных финансовых институтах в Швейцарии”.

В ходе расследования, как сообщает швейцарская Генпрокуратура, обнаружены приведшие к “незаконному обогащению” нарушения, которые имели место как в этой стране, так и за границей. Это ведомство совместно с Федеральной полицией Швейцарии намерено допросить десять человек, которые принимали участие в голосовании по выборам хозяев двух очередных мировых первенств, “ради получения информации”.

В заявлении уточняется, что уголовные расследования проводятся параллельно и независимо друг от друга Генеральной прокуратурой Швейцарии и Минюстом США, которые, впрочем, координируют свои действия. При этом в швейцарском деле FIFA фигурирует как “пострадавшая сторона”.

Пресс-релиз Минюста США более насыщен деталями. В нем говорится, что вчера утром федеральный суд Бруклина по итогам расследования, в котором участвовал ряд правоохранительных структур, в том числе ФБР, выдвинул обвинения по 47 пунктам девяти чиновникам FIFA и пяти лицам, связанным с ней. Приведен полный список обвиняемых. В него включены два вице-президента FIFA — Джеффри Уэбб и Эухенио Фигередо; член исполкома Эдуардо Ли; офицер по развитию FIFA Хулио Роха; член комитета FIFA по организации олимпийских футбольных турниров Хосе Мария Марин; помощник президента футбольной Конфедерации стран Северной и Центральной Америки (CONCACAF) Костас Таккас; член исполкома Конфедерации стран Южной Америки (CONMEBOL) Рафаэль Эскивель; бывший вице-президент FIFA Джек Уорнер; бывший член исполкома Николас Леос; работающие в сфере спортивного маркетинга Алехандро Бурсако, Арон Дэвидсон, Уго Хинкис и Мариано Хинкис.

Обвинения включают в себя вымогательство, мошенничество, отмывание денег и участие на протяжении 24 лет в схеме обогащения “посредством коррупции в международном футболе”. Пресс-релиз уточняет, что обвиняемые дали и получили взяток на общую сумму более $150 млн. Арестам уже подверглись Джеффри Уэбб, Эдуардо Ли, Хулио Роха, Костас Таккас, Эухенио Фигередо, Рафаэль Эскивель и Хосе Мария Марин. Кроме того, Минюст санкционировал обыски в штаб-квартире CONCACAF в Майами.

Министерство юстиции США добавило, что четыре физических и два юридических лица, фигурирующих в расследовании, признали свою вину. Среди них — американец Чарльз Блейзер, ранее занимавший должность генерального секретаря CONCACAF, и Жозе Авила, владелец бразильской компании Traffic Group, которая специализируется на спортивном маркетинге.

Генеральный прокурор США Лоретта Линч, рассказывая о выводах следствия, отметила, что связанная с футболом коррупция “пустила глубокие корни и за границей, и в США”, а занимаются ею “уже два поколения футбольных чиновников”, которые использовали свое положение, чтобы “получить миллионы долларов взятками”. Директор ФБР Джеймс Коми сказал, что арестованные в Швейцарии лица “регулярно использовали американскую финансовую систему, дабы скрывать свои трансакции”.

На события в Baur au Lac моментально отреагировал вице-президент FIFA иорданец Али бен аль-Хусейн, назвавший их “грустным днем” футбола. Господин бен аль-Хусейн — единственный соперник Зеппа Блаттера на назначенных на пятницу выборах. Господин Блаттер руководил федерацией 17 лет и баллотируется уже на пятый срок, и его оппоненты — например, Али бен аль-Хусейн и поддержавший его президент Союза европейских футбольных ассоциаций Мишель Платини — в своих выступлениях часто использовали “коррупционную карту”. При Зеппе Блаттере в FIFA действительно произошло несколько скандалов, связанных с коррупцией.

Самый громкий имел непосредственное отношение как раз к предыдущему переизбранию господина Блаттера в 2011 году. Противостоять тогда Зеппу Блаттеру решил влиятельный глава Азиатской футбольной конфедерации катарец Мохаммед бен Хаммам. Но непосредственно перед выборами был обнародован доклад, подготовленный по поручению Чарльза Блейзера и подкрепленный письменными показаниями некоторых участников состоявшейся на Тринидаде и Тобаго конференции глав футбольных федераций стран Карибского бассейна. В нем говорилось, что на конференции приехавший с визитом в регион Мохаммед бен Хаммам раздавал конверты, в каждом из которых было $40 тыс., в обмен на обещание голосовать за него. Господин бен Хаммам, в свою очередь, уверяя, что не раздавал взяток, обвинил в покрывании коррупционеров Зеппа Блаттера. Тот, по его словам, долго не давал хода докладу господина Блейзера, зная о его существовании. В итоге оба кандидата были вызваны на заседание комитета по этике. Но если для Зеппа Блаттера все закончилось благополучно (обвинения с него сняли), то господину бен Хаммаму пришлось с должностью расстаться. Мохаммед бен Хаммам еще перед выборами снял свою кандидатуру, а потом был пожизненно дисквалифицирован.

А самый свежий скандал был связан как раз с выборами хозяев чемпионатов мира 2018 и 2022 годов, который выиграли не считавшиеся их фаворитами Россия и Катар (катарскую заявку предпочли американской). Вскоре после них появились предположения, что выборный процесс не был абсолютно чистым (см. справку). Комитет по этике FIFA назначил расследовать показавшиеся некоторым футбольным чиновникам подозрительными обстоятельства американского юриста Майкла Гарсию. В конце прошлого года тот подал в отставку, заявив, что его итоговый отчет, в котором серьезных нарушений зафиксировано не было, представлен в сокращенном и фактически фальсифицированном виде.

К России нет вопросов

К концу дня стало совершенно непонятно, как будет развиваться ситуация в дальнейшем — притом что в какой-то момент показалось, что она слегка успокоилась.

Сама федерация попыталась как можно быстрее смягчить эффект от рейда швейцарских полицейских и новостей о выявленных в футбольном сообществе масштабных правонарушениях, устроив экстренную пресс-конференцию. На ней глава департамента организации по связям с общественностью Вальтер де Грегорио подчеркнул, что в расследование не вовлечены ни президент FIFA Зепп Блаттер, ни ее генсек Жером Вальке, а господин Блаттер “полностью сфокусирован на конгрессе”, хотя “внимательно следит за происходящим”. Более того, FIFA, как он отметил, “плотно сотрудничает” со следственными органами и сама желает сделать мировой футбол “чище”. Позже комитет по этике федерации временно отстранил 11 чиновников, которые подозреваются в коррупции, от выполнения своих обязанностей.

Вальтер де Грегорио отмел появившиеся предположения о срыве пятничных выборов, а также о том, что Россия и Катар могут быть лишены права принять чемпионаты мира.

Разъясняли свою позицию и американцы. На специальном брифинге Лоретта Линч акцентировала внимание на мировом первенстве 2010 года, которое получила ЮАР, и на Copa America 2016 года, впервые доставшемся США. В последнем случае общий объем взяток при выборах, как заявила госпожа Линч, составил около $110 млн. На вопрос, может ли повлиять расследование на судьбу чемпионатов мира в России и Катаре, она ответила, что “такие решения принимаются только FIFA”, а “американская сторона не может оказывать на нее давления и не стремится этого делать”. Источники “Ъ” заверяют, что у США “вообще нет никаких вопросов к России”.

При этом не очень понятно, смогут ли американцы воспользоваться показаниями задержанных в Цюрихе. Министерство юстиции и полиции Швейцарии сообщило, что лишь один из семи обвиняемых, которым грозит до 20 лет тюремного заключения, согласился на экстрадицию в США. А добиться ее не так просто. Представитель министерства не стал скрывать, что “процесс может занять годы”. Один из тех, кого в США рассчитывают привлечь к ответственности,— Джек Уорнер (ему инкриминируется получение взяток в размере $10 млн) — обнаружился на родном Тринидаде и заявил о своей невиновности и о том, что “не собирается скрываться”.

Заявления вчера делала и российская сторона. Министр спорта РФ Виталий Мутко, находившийся в Цюрихе в статусе члена исполкома FIFA, опроверг распространенную The Guardian информацию о том, что его вызвали на допрос, добавив, что ему “нечего скрывать”.

Оргкомитет чемпионата мира “Россия-2018” в своем обращении подчеркнул, что “готов оказать максимальное содействие по вопросам изучения обстоятельств заявочных кампаний за право проведения чемпионата мира-2018 и чемпионата мира-2022”. В нем же сказано, что “российская заявочная кампания велась в полном соответствии с этическими нормами и правилами FIFA”, а Россия стала страной–организатором первенства “благодаря наиболее уникальной и привлекательной концепции проведения турнира”.

Гораздо более резким по тону и содержанию было заявление официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича. В нем говорится о том, что “задержание в Швейцарии по запросу США высокопоставленных функционеров FIFA на основании постановления американского суда” “вызвало немало вопросов”. Министерство обращает внимание, “что налицо очередной случай незаконного экстерриториального применения американского законодательства”, и призывает Вашингтон “прекратить попытки вершить суд далеко за пределами своих границ по своим правовым нормам и следовать общепринятым международно-правовым процедурам”.

То, что футбольный кризис все-таки не будет погашен в кратчайшие сроки, стало очевидно, когда вечером завершилось экстренное заседание исполкома UEFA. После него вторая по весу футбольная федерация выдвинула требование отложить выборы президента FIFA. Генсек UEFA Джанни Инфантино сказал, что, по мнению членов исполкома организации, они должны пройти в течение следующих шести месяцев.

За демаршем европейской федерации последовало и первое в этот день выступление Зеппа Блаттера. Он пообещал бороться с коррупцией в футболе и содействовать расследованию, но констатировал очевидное — то, что для FIFA настали “тяжелые времена”.

Алексей Доспехов

Расследования и слухи в истории чемпионатов мира в России и Катаре

Выборы стран–хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов состоялись 2 декабря 2010 года. Заявка России победила во втором туре (ее конкурентами были Англия, а также две совместные заявки — испанско-португальская и бельгийско-голландская), заявка Катара (конкуренты — США, Южная Корея, Япония и Австралия) — в четвертом. Оба результата были признаны сенсационными. Ни Россия, ни Катар до этого не принимали топовых футбольных турниров и не располагали соответствующей инфраструктурой.

В феврале 2011 года Зепп Блаттер признал, что представители испанской и катарской заявок пытались купить голоса на выборах, но “это им не удалось”.

В мае 2011 года глава английского заявочного комитета лорд Дэвид Трисман, выступая в Палате общин, заявил, что четыре члена исполкома FIFA, который выбирает хозяев чемпионатов мира, предлагали ему взятки в обмен на голоса. В частности, он указал на Джека Уорнера, якобы просившего £2,5 млн на реализацию собственных проектов, и Николаса Леоса, стремившегося получить рыцарский титул.

Также в мае 2011 года издание The Sunday Times сообщило, что два члена исполкома — Исса Хайяту и Жак Анума — получили по $1,5 млн в обмен на голоса в пользу Катара.

Вскоре после этого Джек Уорнер, отстраненный от деятельности комитетом по этике, обнародовал переписку по электронной почте генсека FIFA Жерома Вальке, в которой говорилось, что Катар купил право принять чемпионат мира. Господин Вальке опроверг обвинения, сказав, что имел в виду демонстрацию катарцами их огромных финансовых возможностей.

В июле 2012 года FIFA организовала независимое расследование коррупции в мировом футболе, которое возглавил известный американский юрист Майкл Гарсия. Одной из главных его тем были выборы хозяев чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Доклад по результатам расследования был отправлен в FIFA в сентябре 2014 года. Какие-либо существенные нарушения в нем не упоминались. Однако Майкл Гарсия покинул комитет по этике FIFA, заявив, что его доклад опубликовали в сокращенном виде.

Фото: www.interfax.by

По информации: kommersant.ru

Ранее

Умерла легенда американской документальной фотографии Мэри Эллен Марк

Далее

Их лига

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru