Футбольный кризис
Коррупционный скандал в Международной федерации футбола (FIFA) получил сенсационное продолжение. Вчера о своей отставке объявил только что переизбравшийся на пятый срок действующий президент организации Зепп Блаттер. Уход Зеппа Блаттера — неприятная новость для России, которая была одним из самых верных его союзников в борьбе за президентское кресло.
Отставка Зеппа Блаттера, кажется, стала неожиданностью для всех. Во всяком случае об экстренно созванной пресс-конференции в Цюрихе FIFA объявила всего за два часа до ее начала, даже не обозначив основную тему. Впрочем, было понятно, что она — из категории чрезвычайных. Но, даже учитывая это обстоятельство, тяжело было поверить в то, что господин Блаттер объявит на ней о своем уходе. Ведь лишь четыре дня назад он триумфально переизбрался на пост президента FIFA, с подавляющим преимуществом победив единственного конкурента — иорданца Али бен аль-Хусейна, невзирая на то что у господина Али было много влиятельных сторонников, включая президента Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) Мишеля Платини, а голосование проходило на фоне самого острого кризиса в истории федерации.
Его инициировали силовые структуры США и Швейцарии. На прошлой неделе, то есть накануне конгресса FIFA в Цюрихе, они арестовали и обвинили во взяточничестве, вымогательстве и отмывании денег сразу нескольких высокопоставленных бывших и действующих футбольных чиновников (см. “Ъ” от 28, 29 и 30 мая). Эти действия вызвали активность в рядах оппонентов Зеппа Блаттера, жестко критиковавших президента FIFA и призывавших его отказаться от должности. Однако, выиграв, господин Блаттер вроде бы ясно дал понять, что отказываться от нее до окончания срока своих полномочий не намерен, пообещав, что “вернет футбольный корабль на верный курс”.
Объявляя о своей отставке, Зепп Блаттер сказал, что ему не кажется, что его “мандат поддерживает весь футбольный мир” и что такой поступок “пойдет во благо футболу и FIFA”. Более подробно причин, побудивших его принять подобное решение, господин Блаттер не объяснял. Объяснить их не могли и его коллеги. Но невозможно было не обратить внимания на то, что отставка случилась спустя буквально несколько часов после того, как слегка утихший скандал получил продолжение.
Вчера стало известно, что американские инициаторы расследования коррупции в FIFA добрались до правой руки Зеппа Блаттера — генерального секретаря федерации Жерома Вальке. Новый виток скандала связан с появлением в The New York Times публикации, в которой со ссылкой на ряд источников в правоохранительных структурах США рассказывается о выводах следствия в отношении сделанного тремя банковскими переводами транша на общую сумму $10 млн, который был получен в 2008 году бывшим вице-президентом FIFA и главой Конфедерации футбола стран Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна (CONCACAF) Джеком Уорнером. Выводы изложены в обвинительном заключении Федерального суда в Бруклине. Имя Жерома Вальке в документах бруклинского суда, правда, не упоминается — там говорится о “высокопоставленном функционере FIFA”, санкционировавшем перевод Джеку Уорнеру — одному из 14 чиновников, которым предъявлены обвинения в коррупции. Но источники The New York Times уверенно заявляют, что речь идет именно о генеральном секретаре организации.
Материалы расследования говорят о том, что показания дали согласившиеся сотрудничать со следствием сыновья Джека Уорнера Дэриан и Дэрилл. По их словам, господин Уорнер получил взятку за то, что помог ЮАР стать хозяйкой чемпионата мира 2010 года. Деньги поступили в Карибский футбольный союз, которым он руководил, а позже были распределены по личным счетам Джека Уорнера. Предполагается, что подтвердил эту информацию и Чак Блейзер, долго трудившийся на руководящих должностях в FIFA вместе с господином Уорнером. Он, в отличие от подавляющего большинства очутившихся в центре скандала чиновников, свою вину признал и согласился сотрудничать со следствием.
Господин Уорнер, который на прошлой неделе был арестован в родном Тринидаде, а позже выпущен на свободу под залог, уже неоднократно опровергал обвинения в получении взятки в пользу южноафриканской заявки. В частности, он указывал на то, что выборы страны–хозяйки чемпионата мира состоялись в 2004 году, а деньги поступили лишь спустя четыре года. Следовательно, связи между двумя событиями нет.
Жером Вальке также отрицал свою причастность к “стимулированию” участников выборов. А в FIFA сразу же встали на защиту руководителя. В федерации выдвинули свою версию происхождения транша. Если верить FIFA, его инициировал в 2007 году работавший председателем финансового комитета организации Хулио Грондона (господин Вальке в то время был его заместителем), не нарушив ни одного пункта регламента. А предназначен он был для того, чтобы “поддержать африканскую диаспору в странах Карибского бассейна в рамках программы по созданию наследия чемпионата мира”. Проверить эту информацию у человека, который, как уверяют в FIFA, отвечает за перевод, впрочем, не представляется возможным: Хулио Грондона скончался в прошлом году.
Помощи от ЮАР американцы тоже вряд ли дождутся. Экс-президент страны Табо Мбеки уже сказал, что южноафриканское правительство не давало никому взяток за чемпионат мира. А глава местного оргкомитета Данни Йордан признал факт выплат Джеку Уорнеру и его региональной федерации, но пояснил, что они предназначались для развития футбола в государствах, в нее входящих.
В распоряжении следователей в качестве доказательства причастности Жерома Вальке к этой истории есть, похоже, только письмо, отправленное ему по электронной почте 4 марта 2008 года тогдашним президентом Федерации футбола ЮАР Молефи Олифантом (оно оказалось в распоряжении Южноафриканской вещательной корпорации и было обнародовано). В нем господин Олифант просит адресата удержать из бюджета оргкомитета чемпионата мира $10 млн, чтобы передать их в фонд, занимающийся реализацией программы по поддержке африканской диаспоры на Карибских островах.
Уход Зеппа Блаттера в футбольном мире восприняли по-разному. Многие чиновники признавались, что находятся в шоке. Некоторые полагали, что иначе он не мог поступить. А глава Футбольной ассоциации Англии, которая находилась в авангарде противостояния действующему президенту, Грег Дайк не скрывал своего восторга, назвав новость “блестящей для футбола”. В то же время господин Дайк заявил об отказе от бойкота чемпионата мира 2018 года в России, о возможности которого говорил накануне выборов президента FIFA. “Мы уже не раз заявляли, что выступаем лично против Блаттера во главе FIFA,— подчеркнул господин Дайк.— Сейчас, после его отставки, возможность бойкота больше не рассматривается”.
Реакция России на отставку Зеппа Блаттера была довольно сдержанной. Но для нее отставка Зеппа Блаттера — несомненно, неприятное известие. Дело в том, что Россия имела все основания считать господина Блаттера своим другом. При нем она впервые приобрела право провести футбольный чемпионат мира (он состоится в 2018 году), а уже после выборов швейцарец неоднократно защищал российских организаторов от выпадов западных политиков. В то же время и он получил от России мощнейшую поддержку во время бурных событий прошлой недели — причем не только от спортивных функционеров. О недопустимости “давления” на президента FIFA заявил даже Владимир Путин.
Сообщая о том, что покидает пост президента FIFA, Зепп Блаттер уточнил, что продолжит выполнять свои обязанности до внеочередного конгресса, на котором будет выбран его преемник. Этот конгресс пройдет, по словам председателя комитета FIFA по аудиту и соблюдению регламента Доменико Скалы, в период с декабря 2015 года по март 2016-го. А букмекеры уже начали принимать ставки на то, кто выиграет эти выборы.
Догадаться, кто захватит лидерство в котировках большинства контор, было несложно. И это не Али бен аль-Хусейн, хотя представитель иорданца и анонсировал его выдвижение. Возглавлял рейтинги наиболее яростный критик Зеппа Блаттера Мишель Платини. В прошлом году второй по влиятельности человек в мировом футболе отказался участвовать в выборах в FIFA. После этого в течение несколько месяцев господин Платини воздерживался от высказываний по поводу деятельности господина Блаттера, но, после того как разразился коррупционный скандал, вышел из тени. Отставку Зеппа Блаттера он прокомментировал одним из первых, назвав это решение “трудным, но мужественным”.